другие жилищные споры



Дело

ЗАОЧНОЕ Р. Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                            <адрес>

Железнодорожный районный суд. Новосибирска

в составе

председательствующего судьи                                                                                   Михайловой Т.А.,

при секретаре                                                                                                             Джелиловой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Государственной жилищной инспекции <адрес> к Трифонову А.А. о нечинении препятствий в осуществлении государственных полномочий,

установил

Государственная жилищная инспекция <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к Трифонову А.А. о нечинении препятствий в осуществлении государственных полномочий, в обоснование указав, что к ним поступило заявление из Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города по вопросу нарушения жилищного законодательства жильцом <адрес> в <адрес> Трифоновым А.А. По информации, указанная квартира используется в качестве офиса, т.е., жилое помещение используется не по назначению. Использование помещений не по назначению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ.

Для проверки соблюдения жилищного законодательства, необходимо провести проверку указанного жилого помещения. Однако, несмотря на неоднократно направленные письменные уведомления, получить доступ в указанную квартиру не представляется возможным. Так, Трифонову А.А. были направлены уведомления об обследовании квартиры ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, но на момент проведения проверки доступ в <адрес> не представлен, тем самым ответчик препятствовал их инспектору в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения. Об отказе обследований квартиры были составлены акты.

В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом, согласно Положению о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086, является Главная государственная жилищная инспекция и ее органы в субъектах РФ. Главной задачей Инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от их принадлежности. Аналогичная норма закреплена в п. 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 15.03.05 г. №145.

В соответствии с п. 3.1 Положения государственная жилищная инспекция Новосибирской области осуществляет государственный контроль за (перечень указан п. 3.1): использованием и сохранностью жилищного фонда, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, благоустройством населенных пунктов, техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.

Согласно п.4.1. Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, должностные лица Инспекции имеют право проводить мероприятия по контролю и инспекционные обследования любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности, в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым технологическим процессом и инженерным оборудованием, а также объекты коммунального назначения обеспечивается согласием собственника и (или) нанимателя. В случае отказа допуск должностного лица, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю, на объект может быть осуществлен по решению суда.

Из указанных норм законодательства следует, что на ГЖИ НСО возложены задачи по проверке соблюдения лицами, занимающими жилые помещения, жилищного законодательства в части использования и сохранности жилищного фонда в целях обеспечения прав и свобод граждан, защиты личности, собственности и общественной безопасности.

Таким образом, целью получения разрешения суда на проникновение в жилое помещение ответчика является осуществление государственного контроля в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель истца ГЖИ НСО по доверенности от ДД.ММ.ГГГГБлудшая Д.И. - поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик Трифонов А.А. в судебное заседание не явился, судебные повестки возвращены суду.

Согласно ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В силу положений ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 № 221, почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.

Приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 N 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу п. 3.4 и п. 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

Возвращение в суд не полученного адресатом после двух его извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.

Если участник дела в течение срока хранения заказной корреспонденции, равного семи дням, дважды не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, то суд вправе признать такое лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания на основании ст. 167 ГПК РФ и рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на имя начальника Государственной жилищной инспекции НСО поступили сведения из Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска о том, что <адрес> используется в качестве офиса организации ООО «<данные изъяты>» без оформления процедуры перевода помещение в нежилое ( л.д. 6). Собственником указанной квартиры является ответчик Трифонов А.А. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕРПН (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ НСО издан приказ о проведении проверки соблюдения правил пользования квартирой по <адрес> в <адрес> ( л.д. 11). Ответчик Трифонов А.А. уведомлен о проведении мероприятий по контролю, о чем имеется почтовое уведомление ( л.д. 10).

Доступ в квартиру инспектору ГЖИ НСО ответчик Трифонов А.А. не обеспечил, что не опровергнуто.

Осуществление гражданами жилищных прав сопряжено с возложением на них соответствующих обязанностей; необходимость соблюдения определенных обязанностей предусмотрено статьей 6 Конституции РФ.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением; жилые помещения предназначены для проживания граждан; гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством ; в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим ЖК.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( ст. 17 ЖК РФ). Таким образом, требованием законодательства является использование гражданами жилья по назначению.

В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.). Статья 17 ЖК РФ устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в нем граждан, соседей.

Нарушение прав и интересов других граждан связано в том числе с нарушением обязанностей по пользованию жилым помещением по назначению.

Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям (ч. 6 ст. 2 ЖК РФ).

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ); жилище неприкосновенно; никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом, согласно Положению о Государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086, является Главная государственная жилищная инспекция и ее органы в субъектах РФ. Главной задачей Инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от их принадлежности. Согласно п. 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 15 марта 2005 № 145, ГЖИ НСО создано с целью осуществления госконтроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства. Полномочия ГЖИ Новосибирской области установлены Административным регламентом исполнения государственной функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями от 26.08.10 г.

Таким образом, истец вправе проверять исполнение гражданами, занимающими жилые помещения, соблюдения требований жилищного законодательства; поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик не обеспечил доступ в принадлежащую ему квартиру инспектору ГЖИ НСО, требования истца являются обоснованными.

Обеспечение доступа в используемое не по назначению жилое помещение должностных лиц органов, на которые законом возложены обязанности по осуществлению контроля за использованием жилищных фондов, не может рассматриваться как нарушение неприкосновенности жилища. Иное означало бы воспрепятствование осуществлению законной деятельности государственных и муниципальных органов, создавало бы условия для нарушения (угрозы нарушения) прав и свобод других граждан в результате злоупотребления правом.

Суд считает, исходя из положений статей 1, 23 ЖК РФ, что изменение целевого использование жилого помещения с нарушением установленного порядка существенно затрагивает права не только истца, но и других жильцов. Доводы истца об обстоятельстве нецелевого использования ответчиком не опровергнуты. Использование квартиры не по назначению является основанием для проверки соответствующих фактов. В случае подтверждения этих обстоятельств нарушение режима использования жилого помещения влечет соответствующие санкции.

    Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

решил :

Обязать Трифонова А.А. не препятствовать Государственной жилищной инспекции <адрес> в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ старшего государственного инспектора государственной жилищной инспекции <адрес> в жилое помещение по адресу: <адрес>.

Взыскать с Трифонова А.А. в пользу государства государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Ответчик вправе обратиться с заявлением об отмене заочного решения ; также решение суда может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу                                                                                    Т.А.Михайлова