Дело № 2-3010/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2011 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Пуляевой О.В.
при секретаре Степановой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» о понуждении к совершению действий,
установил:
Беловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по непредставлению квот для трудоустройства инвалидов в Беловскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно – Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; обязать ОАО «РЖД» выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников в Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Западно – Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно – Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Обязать ОАО «РЖД» предоставить в ГУ «Центр занятости населения г.Белово» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
В обоснование иска истец указал, что Беловской транспортной прокуратурой на основании информации ГУ «Центр занятости населения г.Белово» проведена проверка соблюдения предприятиями транспорта законодательства о социальной защите инвалидов и выполнению обязанности по трудоустройству инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что на территории Кемеровской области осуществляет деятельность Беловская дистанция сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее-ШЧ-20), располагающаяся по адресу: г.Белово, ул.Ленина, 45а. В ШЧ-20 являющейся филиалом ОАО «РЖД», не выделены в пределах Кемеровской области и г.Белово квоты для трудоустройства инвалидов, по собственной инициативе работодателя трудоустройство инвалидов в необходимом количестве не осуществляется. Проверкой установлено, что списочная численность Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, согласно штатному расписанию от 30.12.2010г, составляет 220 единиц, при этом рабочие места для трудоустройства инвалидов, исходя из расчета 3% от штатной численности работников, не выделены, по собственной инициативе ШЧ-20 инвалиды в установленных законом нормативах не трудоустроены. Согласно установленной квоте и исходя из штатной численности ШЧ-20, необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно составить не менее 6. Фактически на предприятии инвалиды не трудоустроены. Непринятием мер к трудоустройству инвалидов ШЧ-20 нарушено действующее федеральное законодательство и права инвалидов, проживающих в Кемеровской области, на трудовую занятость. Таким образом, бездействие ШЧ-20 по обеспечению гарантий прав инвалидов является незаконным, что, в свою очередь, влечет ответственность, предусмотренную гражданским законодательством в виде принудительного обязания к совершению определенных действий.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Попова М.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что ответчик направлял 3-му лицу приказ и соответствующее письмо. Кроме того, закон обязывает выделять квоты организациями, которые являются юридическими лицами. ОАО РЖД находится в г.Москве. Доказательств того, что юридическим лицом не исполняется закон истцом не представлено. Законодательство Кемеровской области в данной части на ответчика не распространяется, поскольку юридическое лицо в данной области не зарегистрировано. Ответчик вправе самостоятельно определять в каких структурных подразделениях необходимо выделять места для инвалидов. Обращений инвалидов не поступало. Выделено не менее 3%.
Представитель третьего лица – Государственного учреждения «Центр занятости населения г.Белово» по доверенности Скоромная Л.А., считала исковые требования подлежащими удовлетоврению.
Заслушав пояснения представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Беловской транспортной прокуратурой на основании информации ГУ «Центр занятости населения г.Белово», проведена проверка соблюдения предприятиями транспорта законодательства о социальной защите инвалидов и выполнению обязанности по трудоустройству инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что на территории Кемеровской области осуществляет деятельность Беловская дистанция сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»(ШЧ-20), располагающаяся по адресу: г.Белово, ул.Ленина, 45а. Прокурором установлено, что в ШЧ-20 не выделены в пределах Кемеровской области и г.Белово квоты для трудоустройства инвалидов, по собственной инициативе работодателя трудоустройство инвалидов в необходимом количестве не осуществляется.
Согласно ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст.2 Закона Кемеровской области № 106-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест» организациям, расположенным и осуществляющим свою деятельность на территории Кемеровской области, численность работников в которых более 100 человек, квота устанавливается в размере:4 % к среднесписочной численности для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством.
Установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
Согласно приказа от 10.06.2011 (л.д.38) в Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки приказано выделить необходимое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. 22.07.2011 директору центра занятости г.белово направлено письмо о выделении 3% рабочих мест для приема инвалидов (из расчета 6 человек при среднесписочной численности 218).
Кроме того, указанной выше нормой предусмотренные в ней обязанности возлагаются на работодателей, которыми в соответствии со ст.20 Трудового кодекса РФ могут являться физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. При этом ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не предусматривает обязанности работодателей по созданию вакантных мест для трудоустройства инвалидов в каких-то определенных структурных подразделениях организации. Работодатель обязан выполнять возложенные на него обязанности, однако, при этом вправе самостоятельно, с учетом особенностей своей деятельности, определять в каких структурных подразделениях необходимо создать вакансии для трудоустройства инвалидов.
Требования законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на организацию-работодателя, как юридическое лицо, обладающее признаками, указанными в ст.48 ГК РФ.
Согласно УСТАВУ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (Постановление Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 (ред. от 12.09.2011) "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"), ответчик является юридическим лицом и зарегистрирован в г.Москве. Он имеет филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. ЗСЖД является филиалом ответчика, а Беловская дистанция сигнализации, централизации и блокировки – структурное подразделение ЗСЖД не является организацией-работодателем.
Истцом заявлены требования: обязать ОАО «РЖД» выделить за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников в Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, обязать ОАО «РЖД» предоставить в ГУ «Центр занятости населения г.Белово» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в Беловской дистанции сигнализации, централизации и блокировки.
Исходя из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что работодателю (с учетом особенностей деятельности) предоставляется право самостоятельно определять структурные подразделения, в которых, без ущерба интересам организации, должны быть созданы вакансии для трудоустройства инвалидов.
С учетом понятия филиала юридического лица, данного в ст.55 Гражданского кодекса РФ, согласно которому филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства, истцом могли быть заявлены требования о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в филиале ОАО «РЖД». Однако, такие требования не заявлялись, доказательства того, что ответчик – ОАО «РЖД» не исполняет требования вышеуказанного федерального закона не представлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Беловского транспортного прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский Областной суд в 10-дневный срок с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья