о признании незаконными действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 января 2012                 г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Головко Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Экспресс-пригород» о признании незаконным действий,

установил:

    Новосибирский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска с иском к ОАО «Экспресс-пригород», указав, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства предприятиями железнодорожного транспорта по Новосибирскому региону, в ходе которой вскрыты факты нарушения конституционных прав граждан, выразившихся во взимании ответчиком ОАО «Экспресс-Пригород» с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, платы за вход на перрон пригородного вокзала. Проверка показала, что 22 июля 2011 генеральным директором ОАО «Экспресс - Пригород» дано письменное указание «О порядке прохождения провожающих через турникетный комплекс пригородного вокала станции Новосибирск-Главный». На основании указанного указания ОАО «Экспресс-Пригород» при пропуске провожающего (встречающего) через турникет пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный взимается с данных лиц плата в размере 50 рублей и в обмен выдается карта провожающего либо карта встречающего. При проходе через турникетный комплекс провожающего (встречающего) обратно (выход в город) ему возвращаются денежные средства в размере 50 рублей в обмен на карту.

Истец просит суд признать незаконными действия ОАО «Экспресс - Пригород» по взиманию с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, платы за вход на перрон пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный; обязать ОАО «Экспресс -Пригород» прекратить взимание платы с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, платы за вход на перрон пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный.

В судебном заседании представитель истца Ульянова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Булгакова Т.В. исковые требования не признала в полном объеме; представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что при проходе через турникет лицо обязано предъявить билет. Следовательно лицо, желающее проводить пассажира, обязано приобрести билет «туда-обратно»; так как это является необоснованной финансовой нагрузкой для провожающих, ответчиком была предоставлена возможность беспрпятственно проводить пассажира в случае необходимости. В этом случае выдается карточка провожающего и взимается залоговая стоимость 50 рублей.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в пригородном вокзале станции Новосибирск-Главный установлен турникетный комплекс, который является пунктом контроля наличия проездных билетов у лиц, проходящих через него. ОАО «Экспресс-пригород» оказывает услуги по перевозке граждан. 22 июля 2011 генеральным директором ОАО «Экспресс - Пригород» дано письменное указание № 856 «О порядке прохождения провожающих через турникетный комплекс пригородного вокала станции Новосибирск-Главный», согласно которому установлено, что при пропуске провожающего через турникет пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный взыскивается с данных лиц плата в размере 50 рублей и в обмен выдается карта провожающего; при проходе через турникетный комплекс провожающего обратно (выход в город) необходимо вернуть ему денежные средства в размере 50 рублей в обмен на карту провожающего (на л.д.7).

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").

Пункты контроля проездных билетов относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа Российской Федерации осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

В соответствии с абзацем первым пункта 29 Правил оказания услуг контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах перед посадкой в поезд дальнего следования, при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда дальнего следования или пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения.

Устав определяет пассажира как лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее (статья 2).

Факт контроля перевозчиком наличия у пассажира проездных документов (билетов) при проходе через пункт контроля не может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав граждан на свободное передвижение, выбор пребывания и места жительства, поскольку контроль предназначен для предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при следовании на железной дороге, основаны на нормах действующего законодательства. Данное обстоятельство нашло подтверждение и в определении Верховного Суда РФ от 20.10.2011 N КАС11-542 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 12.08.2011 N ГКПИ11-731, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими абзацев первого и пятого пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, абзаца девятого пункта 21 и абзаца первого пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30».

Ответчик, как перевозчик, соответственно вправе осуществлять контроль наличия у пассажиров билетов. Однако, ответчик не вправе взимать плату в размере 50 рублей с граждан, не имеющих проездные билеты, поскольку взимание данной платы не предусмотрено действующим законодательство РФ.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Действия ответчика по взиманию платы за получение карточки нарушает принцип свободы договора. Обстоятельство возврата денежных средств обратно при возврате карты не имеет юридической значимости, поскольку деятельность юридического лица по приему от физических лиц денежных средств без заключения договора об осуществлении такого вида деятельности, соответствующего требования, противоречит законодательству РФ.

Из указаний невозможно установить, за какие услуги взимается плата с лиц, провожающих пассажиров. Кроме того, из указаний от 22 июля 2011, действующих в ОАО «Экспресс-пригород», следует, что в конце смены старшему контролеру АПП необходимо произвести учет количества выданных и возвращенных карт, подсчитать денежную наличность за невозвращенные карты. При этом порядок возврата денежных средств по невозвращенным картам не оговорен. Данные денежные средства по своей правовой природе будут представлять собой неосновательное обогащение перевозчика, исходя из положений главы 60 ГК РФ. Таким образом, действия ответчика по взиманию платы за выдачу карты суд признает незаконными.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, прокурор в соответствие со ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :    

Признать незаконными действия ОАО «Экспресс-пригород» по взиманию с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, платы в размере 50 рублей за вход на перрон пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный.

Обязать ОАО «Экспресс-Пригород» прекратить взимание платы в размере 50 рублей с лиц, провожающих и встречающих пассажиров, за вход на перрон пригородного вокзала станции Новосибирск-Главный.

Взыскать с ОАО «Экспресс-Пригород» в доход местного бюджета государственную пошлину 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через суд, постановивший решение.

    Судья: О. А. Пименова