решение10.10.2011



Дело № 2-1311/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» августа 2011 года

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе судьи Ивановой Л.В.,

при секретаре Ерофеевой А.В.,

с участием истца Агаджановой Л.Н.,

представителя истца Крылова П.Д., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – Быкова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаджановой Людмилы Николаевны к Территориальному управлению имущественных отношений Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец Агаджанова Л.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на <адрес> квартала ДОС Большой Аэродром в г. Хабаровске в порядке приватизации, мотивируя тем, что спорная квартира не была передана в муниципальную собственности и ей отказано в заключении договора о передаче квартиры в собственность из-за отсутствия урегулированного порядка по передаче квартиры в собственность, принадлежащей МО РФ.

Истец и ее представитель исковые требования поддержали полностью, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске обстоятельствам, дополнив, что не имеют возможности в заключении договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации, поскольку квартира не была передана в муниципальную собственность, поэтому просят признать право собственности на квартиру, мотивируя тем, что истец не принимала участия в приватизации, а спорной квартирой пользуется по договору социального найма, отсутствует механизм заключения договора на передачу государственного жилья в собственность, закрепленного за Министерством Обороны РФ. Спорная квартира является для нее единственным и постоянным местом жительства, другого жилья не имеет.

Представитель ответчика ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, исковые требования не признал, сославшись на обстоятельства, изложенные в возражении на исковые требования.

Ответчик – Территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны РФ в суд не явился, будучи извещенным о месте и времени слушания дела в установленном законом порядке, возражения относительно заявленных требований не представил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не заявлял.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с согласия сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, их представителей, изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Спорная квартира на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена Агаджановой Л.Н. в связи с трудовыми отношениями с ДУ №1 Чернореченская КЭЧ района, что подтверждается трудовой книжкой, копия представлена в дело.

Как следует из копии лицевого счета и поквартирной карточки истец зарегистрирована и проживает в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ.

Агаджанова Л.Г., являясь дочерью исттца, отказалась от участия в приватизации квартиры, в которой проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее письменным согласием от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на Министерство обороны РФ возложены функции по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил РФ в оперативное управление за подведомственными федеральными государственными учреждениями.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Из ответа Администрации г. Хабаровска следует, что спорная квартира в муниципальную собственность не передана.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 18.11.2010 года квартира дома № квартала ДОС Большой Аэродром в <адрес> на праве оперативного управления зарегистрирована за ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» МО РФ на основании распоряжения МО РФ «О закреплении имущества за Чернореченской КЭЧ Министерства Обороны России» от ДД.ММ.ГГГГ

По смыслу ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Исходя из содержания ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В ходе судебного заседания установлено, что единственным и постоянным местом жительства истицы является спорная квартира, которая предоставлена на основании разрешения собственника жилья

Согласно п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 26 января 2006 года № 42. отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если эти помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, также имеют обременения прав на это имущество.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерацией, суды, разрешая вопрос о правильности распространении на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещении, и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение.

В соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах, утвержденной приказом Министра обороны РФ 2000 г № 80, который зарегистрирован в МЮ РФ 07 июня 2000 г. № 2260, жилые помещения распределяются именно жилищными комиссиями войсковых частей, организаций.

Ответчиками не предоставлено в суд доказательств, подтверждающих обоснованность присвоения квартире, являющейся предметом спора, статуса служебного жилья, отсутствует приказ начальника Чернореченской КЭЧ, изданный в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ и п. 15 Правил отнесения жилого фонда к специализированному жилищному фонду, согласно которым использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В силу положений п. 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

По смыслу ст. 92 Жилищного кодекса РФ, правом принимать решение о включении жилого помещения в перечень специализированного жилищного фонда в данном случае наделено Территориальное правление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, а собственником жилья является Российская Федерация.

Согласно п. 14 Правил, утвержденных Постановлением правительства № 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В течение трех рабочих дней, начиная с даты принятия такого решения, что в данном случае не было сделано.

Таким образом, оценивая в совокупности указанное выше, суд считает, что при присвоении квартире статуса служенного жилого помещения, Чернореченской КЭЧ нарушен порядок, установленный Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договором найма специализированных жилых помещений.

Кроме этого, решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по иску Агаджановой Л.Н. к ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» МО РФ признано право на приватизацию спорной квартиры. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данное решение не исполнено.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу не нуждаются в доказывании. Из указанного выше решения суда следует, что при предоставлении истцу служебного жилья нарушен действующий на тот момент порядок присвоению жилью статуса специализированного жилого помещения, а именно нарушены требования ст. 101 ЖК РФ и п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ.

Спорное жилое помещение не было зарегистрировано в качестве служебного жилья, а предоставленная выписка из реестра федерального имущества свидетельствует лишь о том, что спорная квартира находилась в оперативном управлении Чернореченской КЭЧ района и до настоящего времени никому не передана, несмотря на прекращение производственной деятельности ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» МО РФ, и, следовательно, находится в государственной собственности.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года № 4218-1 недвижимость в жилищной сфере может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также коллективной собственности. Собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, если при этом не нарушаются жилищные, иные права и свободы других лиц, а также общественные интересы.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма, то занимаемая истцом квартира № по выше указанному адресу, может быть передана ей в собственность бесплатно.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценивая все доказательства в совокупности, суд считает, что требования Агаджановой Л.Н. о признании за ней права собственности на занимаемое ею жилое помещение, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Агаджановой Людмилы Николаевны удовлетворить в полном объеме.

Признать за Агаджановой Людмилой Николаевной право собственности на квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в доме квартала ДОС Большой Аэродром в г. Хабаровске в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательной форме принято судом 30 августа 2011 г.

Председательствующий судья:             /подпись/                   Л.В. Иванова