дата вступления в силу примерная



Дело № 2-4203/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года                                                                                                 г.Хабаровск

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Алейниковой И.А.

при секретаре Кинешове В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к Министерству обороны РФ, Войсковой части 29420 о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в равных долях,

У С Т А Н О В И Л:

         ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, Войсковой части 12661 о признании право общей долевой собственности на жилое помещение в равных долях на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>Е <адрес>. В обоснование иска указали, что ФИО2 является военнослужащим, 13.07.2010 г. решением жилищной комиссии в/ч 12661 на состав семьи их двух человек была распределена вышеуказанная квартира. ФИО2 является нанимателем спорной квартиры, проживает в ней совместно с дочерью ФИО1, другого жилья не имеют, правом на приватизацию не пользовались. Выслуга лет ФИО2 по состоянию на 02.08.2010 г. составляет 22 года 05 месяцев 7 дней. Полагает, что в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» приобрел право на передачу спорного жилого помещения в собственность бесплатно. Спорное жилое помещение с указанием статуса жилого помещения как служебного не зарегистрировано, в связи с чем считают что пользуются жилым помещением на условиях договора социального найма. В соответствии с подп. «и» п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных МО РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных и федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Истцы не имеют возможности реализовать право на приватизацию данной квартиры во внесудебном порядке также в связи с тем, что на местах отсутствует представитель созданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 Департамента имущественных отношений МО РФ, с которым от имени РФ должен заключаться договор на передачу квартиры в собственность граждан.

Определением суда от 04.10.2011 г. была произведена замена ненадлежащего ответчика войсковой части 12661 на надлежащего войсковую часть 29420.

В судебное заседание истцы не явились, уведомлены, предоставили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Войсковой части 29420 ФИО5 не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

        Конституция Российской Федерации и ФЗ « О статусе военнослужащих» указывают, что военнослужащий имеет право на жилище.

         В соответствии со ст. 15 ч.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений занимаемых военнослужащими и членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членами их семей. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей за счет государственного или муниципального жилищного фонда закрепленного за Министерством обороны РФ. При этом государственную регистрацию закрепления за Министерством обороны РФ такого фонда законодательные акты не предусматривают.

           Ст.131 ГК РФ устанавливает обязанность регистрации права собственности на объекты недвижимости. Ни Министерство обороны не требуют закрепления права собственности на квартиры находящиеся в муниципальной собственности. При этом не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования, как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеет не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления и обеспечение жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

          В соответствии с п. 5 ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан ( кроме перечисленных в п.4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонта РФ.

          В ст. 10 ч.1 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований. Предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности..

    Установлено, что ФИО2 является военнослужащим ВС РФ и проходит военную службу в железнодорожных войсках в войсковой части 20724.

          Решением жилищной комиссии войсковой части 12661 от 13.07.2010    <адрес> распределена военнослужащему ФИО2 с учетом дочери ФИО1 как военнослужащему проходящему военную службу по контракту в виде служебного помещения по договору служебного найма.

          Ранее в спорном жилом помещении проживала семья военнослужащего ФИО6, которые сняты с регистрационного учета 30.11.2010 г., в квартире не проживают.

Согласно лицевого счета в <адрес> зарегистрированных граждан не значится, таким образом, спорное жилое помещение является фактически и юридически свободным от 3-х лиц.

            В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

            В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусевоеннослужащих»    Государство    гарантирует    военнослужащим

предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

При этом на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Из материалов дела следует, что правообладателем спорного жилого помещения на праве оперативного управления является войсковая часть 12661, квартира не зарегистрирована в качестве служебного жилого помещения.

Согласно послужного списка истца и справки по месту его работы следует, что общий срок его календарной выслуги на 02.08.2010 г. составляет 22 года 05 месяцев 7 дней, т.е. в соответствии со ст.15 ФЗ «О военнослужащих». истцы имеют право на получение жилья в собственность по избранному постоянному месту жительства.

Согласно ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, объект недвижимости : <адрес> в реестре федерального имущества по Хабаровскому краю согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 не учтен, правообладателем федерального имущества к учету не заявлен.

Обратившись в Администрацию г.Хабаровска по вопросу приватизации жилого помещения истец получил отказ, в связи с тем, что спорная квартира в муниципальную собственность не передана.

Отсутствие у истцов другого жилого помещения на праве собственности подтверждается справками Управления Росреестра по Хабаровскому краю, КГУП «Хабкрайинвентаризация».

Законность вселения и проживания истцов в спорном жилом помещении ответчиком не опровергнуты. Исковых требований о выселении истца из указанного жилого помещения не предъявлялось.

Как следует из материалов дела <адрес> по <адрес> распределена ФИО2 с соблюдением требований ЖК РФ.

    Таким образом, оценивая в совокупности изложенное выше, суд считает, что между собственником и истцом сложились жилищные правоотношения по договору социального найма.

Согласно постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны РФ в целях управления имуществом ВС РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации.

Как установлено в судебном заседании, объект недвижимости – <адрес> в реестре федерального имущества по Хабаровскому краю согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 не учтен. Правообладатель федерального имущества, которым в настоящее время является Министерство обороны РФ, спорная квартира к учету не заявлена, в связи с чем, спорное жилое помещение не является ни государственной, ни муниципальной собственностью.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

        Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в федеральную либо муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

На основании ст.8 Гражданского кодекса РФ, основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются договор и иные сделки, предусмотренные законом, а так же судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.

Договор приватизации спорного жилого помещения с истцом заключить невозможно, поскольку в данной ситуации определить собственника имущества не предоставляется возможным. Тем не менее, право истца иметь имущество в собственности гарантировано ст. 35 Конституции и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», поэтому истцу должна быть предоставлена возможность реализации этого права.

На основании изложенного исковые требования ФИО2, ФИО1 к Министерству обороны РФ, в/ч 29420 о признании права общей долевой собственности на жилое помещение – <адрес> в равных долях подлежат удовлетворению.

    Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ФИО2 и ФИО1 право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> <адрес>, в равных долях по доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

    Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011г.

Федеральный судья                                                                                            И.А.Алейникова