право пользования жильем



Дело № 2- 4803/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Хабаровск                                                               10 ноября 2011 год

Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе

председательствующего судьи Шапошниковой Т.В.

при секретаре Тарских В.А.

          рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Зайцева Андрея Викторовича, Зайцевой Оксаны Васильевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Зайцевой Екатерины Андреевны, Зайцевой Анжелики Андреевны к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

          Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Хабаровска, в котором просят признать за ними и несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением расположенным по адресу: город Хабаровск, квартал ДОС(Большой Аэродром),<адрес> на условиях договора социального найма, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Зайцев А.В.     является военнослужащим и проходит службу в войсковой части . Решением жилищной комиссии от 11 августа 2008 года ему на состав семьи из 4-х человек была распределена вышеназванная квартира, в порядке очереди. Ранее спорную квартиру занимала семья военнослужащего Калининой Л.А., которая освободила квартиру. В настоящее время истцы проживают в спорном жилом помещении, но не имеют возможности оплачивать за найм и коммунальные услуги, так как администрация города Хабаровска отказывает в заключении договора социального найма.

           В судебном заседании истцы Зайцев А.В., Зайцева О.В. поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении по основаниям указанным в иске.

           Представитель ответчика, администрации г. Хабаровска Карев А.С. в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные возражения по иску.

            Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

           В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилое помещение. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

    Военная служба по смыслу статей 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», нормами жилищного законодательства. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией РФ определяет, в частности, права военнослужащих и членов их семей. Правовые и социальные гарантии военнослужащим не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в названный закон.

         ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

    Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель. Исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части 2 ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть. Пользоваться и распоряжаться ею. В том числе сдавать в наем, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

    Конституция Российской Федерации и ФЗ « О статусе военнослужащих» указывают, что военнослужащий имеет право на жилище.

         В соответствии со ст. 15 ч.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений занимаемых военнослужащими и членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членами их семей. Часть 1 указанной статьи устанавливает, что жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей за счет государственного или муниципального жилищного фонда закрепленного за Министерством обороны РФ. При этом государственную регистрацию закрепления за Министерством обороны РФ такого фонда законодательные акты не предусматривают.

           Ст.131 ГК РФ устанавливает обязанность регистрации права собственности на объекты недвижимости. Министерство обороны РФ не требует закрепления права собственности на квартиры находящиеся в муниципальной собственности. При этом не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования, как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеет не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления и обеспечение жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

          В соответствии с п. 5 ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан ( кроме перечисленных в п.4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонта РФ.

          В ст. 10 ч.1 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований. Предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами,но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности..

    Установлено, что Зайцев А.В.     является военнослужащим и проходит военную службу в войсковой части ,которая является правопреемником войсковой части 30152.

           Решением жилищной комиссии войсковой части от 11 августа 2008 года Зайцеву А.В.      на состав семьи из 4-х человек было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: город Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром),<адрес> в порядке очереди, без исключения из списков очередников по войсковой части с оставлением в списках военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное решение никем не оспорено и действует в настоящее время. Истцы вселились в спорное жилое помещение.

           Ранее спорную квартиру занимала военнослужащая Калинина Л.А., которая освободила жилое помещение в связи с переездом на новое место жительства.

           Таким образом, спорное жилое помещение на момент вселения военнослужащего Зайцева А.В. с членами его семьи, являлось фактически и юридически свободным от 3-х лиц.

            Администрация города Хабаровска отказала последнему в заключении договора социального найма и по тем основаниям, что муниципальное жилье в соответствии с жилищным Кодексом РФ предоставляется только малоимущим гражданам.

         Суд не может согласиться с доводами Администрации города Хабаровска по изложенным выше основаниям и находит исковые требования истцов о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: город Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), <адрес> на условиях договора социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

         Признать за Зайцевым Андреем Викторовичем, Зайцевой Оксаной Васильевной и несовершеннолетними Зайцевой Екатериной Андреевной, Зайцевой Анжеликой Андреевной право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: город Хабаровск, квартал ДОС(Большой Аэродром),<адрес> на условиях договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья                                                                                                       Шапошникова Т.В.