примерная дата вступления решения в законную силу



    Дело № 2-4719/2011

     Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    город Хабаровск                                                                                28 ноября 2011 года

    Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Комаровой Л.С.

    при секретаре Гавриленко С.А.

              рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Саранова Алексея Владимировича, Сарановой Натальи Юрьевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сарановой Татьяны Алексеевны, Сарановой Екатерины Алексеевны к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту, третье лицо: ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ».

    У С Т А Н О В И Л:

    Истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес>, в котором просят признать за ними право пользования жилым помещением в расположенном по адресу <адрес>, квартал ДОС (Большой Аэродром), <адрес> на период прохождения военнослужащим Сарановым А.В. военной службы по контракту, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Саранов А.В. является военнослужащим, и проходит службу в Восточного военного округа. ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи 4 человека решением жилищной комиссии ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ была распределена 2-х комнатная <адрес> по адресу <адрес>, квартал ДОС (Большой Аэродром), <адрес>. Ранее спорную квартиру занимал военнослужащий Белков Ю.Д., которому была предоставлена другая жилая площадь, в связи с чем, освободил спорное жилое помещение. В настоящее время истцы проживают в спорном жилом помещении, однако Администрация <адрес> отказывает в заключении договора найма жилого помещения.

               В судебное заседание истцы не явились, просили письменно о рассмотрении дела в их отсутствие.

             В судебном заседании представитель истцов, действующий на основании доверенности Самохин Н.И., исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив их, пояснил об изложенном в иске, дополнив о том, что ранее спорное жилое помещение занимал военнослужащий Белков Ю.Д., который данное жилое помещение освободил, что подтверждается корешком справки о сдаче жилого помещения. На сегодняшний день квартира является юридически свободной. Просит применить ч.1 ст.15 ФЗ «О военнослужащих», и признать за истцами и их несовершеннолетними детьми, право пользования жилым помещением на период прохождения Саранова А.В. военной службы по контракту, поскольку истцы не претендуют за заключение бессрочного договора социального найма жилого помещения.

        Представитель ответчика Администрации <адрес> Винокурова В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил о том, что спорная <адрес> квартал ДОС (Большой Аэродром) в <адрес>, является муниципальной собственностью, и в служебный жилищный фонд не включалась. Муниципальное образование предоставляет жилое помещение только малоимущим, а таковыми истцы не признаны в установленном законом порядке.

    Представитель ФГУ «Восточного регионального управления жилищного обеспечения МО РФ» в зал судебного заседания не явился, причину неявки не сообщили. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

    Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

               В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилое помещение. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

              Военная служба по смыслу статей 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», нормами жилищного законодательства. ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией РФ определяет, в частности, права военнослужащих и членов их семей. Правовые и социальные гарантии военнослужащим не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в названный закон.

             ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

              Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель. Исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Это корреспондирует части 2 ст. 6 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею. В том числе сдавать в наем, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

                Конституция Российской Федерации и ФЗ «О статусе военнослужащих» указывают, что военнослужащий имеет право на жилище.

    В соответствии со ст. 15 ч.1 ФЗ « О статусе военнослужащих» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

    Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

    На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

    военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

                  В соответствии со ст. 15 п.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений занимаемых военнослужащими и членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членами их семей.

                  Часть 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей за счет государственного или муниципального жилищного фонда закрепленного за Министерством обороны РФ. При этом государственную регистрацию закрепления за Министерством обороны РФ такого фонда законодательные акты не предусматривают.

               Статья 131 ГК РФ устанавливает обязанность регистрации права собственности на объекты недвижимости. Министерство обороны РФ не требует закрепления права собственности на квартиры находящиеся в муниципальной собственности. При этом не исключается участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования, как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеет не только местное, но и общегосударственное значение, а поэтому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления и обеспечение жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.

                В соответствии с п. 5 ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан (кроме перечисленных в п.4 данной статьи) в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонта РФ.

                В ст. 10 ч.1 ЖК РФ определено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают права и обязанности.

                 Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за <адрес> квартал ДОС (Большой Аэродром) внесена в реестр жилых помещений муниципального жилищного фонда <адрес>.

               Установлено, что Саранов А.В. является военнослужащим и проходит службу по контракту в штабе Восточного военного округа.

                Из контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Саранов А.В. проходит военную службу. Выслуга лет календарная составляет 23 года 01 месяц 00 дней, льготная 29 лет 08 месяцев 00 дней.

                    Из информации от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Управлением жилищного фонда и приватизации жилья следует, что спорное жилое помещение в служебный жилищный фонд не включалось.

                     Как следует из справки ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения», ранее <адрес> Квартал ДОС Большой Аэродром в <адрес> было предоставлено для заселения гражданину Белкову Ю.Д. При убытии к новому месту службы, жилье он освободил.

               Решением жилищной комиссии ФГУ «Восточного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> квартал ДОС (Большой Аэродром) <адрес> распределена военнослужащему Самарину А.В. на состав семьи из четырех человек. Данное решение никем не оспорено и действует в настоящее время.

              Ранее в спорном жилом помещении по адресу <адрес> квартал ДОС (Большой Аэродром) <адрес> проживал военнослужащий Белков Ю.Д. В связи с тем, что Белкову Ю.Д. была представлена другая жилая площадь, вышеуказанная квартира распределена на основании протокола заседания жилищной комиссии Саранову А.В. на состав семьи 4 человека.

               Администрация <адрес> отказала последнему в заключении договора найма по тем основаниям, что муниципальное жилье в соответствии с жилищным Кодексом РФ предоставляется только малоимущим гражданам.

               Суд не может согласиться с доводами Администрации <адрес> по изложенным выше основаниям и находит исковые требования истцов о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, квартал ДОС Большой Аэродром, <адрес> на период прохождения военнослужащим Сарановым А.В. военной службы по контракту обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

    Р Е Ш И Л:

    Удовлетворить исковые требования Саранова Алексея Владимировича, Сарановой Натальи Юрьевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Сарановой Татьяны Алексеевны и Сарановой Екатерины Алексеевны.

     Признать за Сарановым Алексеем Владимировичем, Сарановой Натальей Юрьевной, и несовершеннолетними Сарановой Татьяной Алексеевной 1996 года рождения, Сарановой Екатериной Алексеевной 2007 года рождения право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: город Хабаровск, квартал ДОС (Большой Аэродром), <адрес> на период прохождения военнослужащим Сарановым Алексеем Владимировичем на период прохождения военной службы по контракту.

                 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Железнодорожный районный суд города Хабаровска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

    Судья

    Дата вынесения мотивированного

    решения 29 ноября 2011 года.