№2-300/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2012г. Железнодорожный районный суд г. Хабаровска
под председательством судьи Муликовой И.К.
при секретаре Бондарь Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата <адрес> к ФИО2 о взыскании ущерба и встречное исковое заявление ФИО2 к Военному комиссариату <адрес> об обязании производить выплату пенсии
УСТАНОВИЛ
Военный комиссариат <адрес> обратился с иском к ФИО2 о взыскании ущерба причиненного в результате излишне выплаченной пенсии.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 на иске настаивает, дал пояснения изложенные в исковом заявлении, дополнил, что Военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет подполковнику запаса ФИО2 Пенсия назначена в соответствии со статьей 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей».
Порядок выплаты пенсии ответчику был разъяснен должностными лицами военного комиссариата Центрального и <адрес>ов <адрес> при оформлении документов для назначения пенсии, а так же памяткой в его пенсионном удостоверении и в заявлении - обязательстве, с записями, в которых он был ознакомлен под роспись.
В марте 2011 года, в ходе проводимой ФЭУ округа ревизии, было обращено внимание на наличие пенсионеров из числа бывших работников прокуратуры и рекомендовано произвести проверку законности выплаты им пенсий.
ДД.ММ.ГГГГ из военной прокуратуры Восточного военного округа получены сведения о приеме на работу ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на должность федеральной государственной службы в военной прокуратуре Восточного военного округа
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена выплата пенсии, в связи с его приемом на должность военного прокурора отдела.
В связи с тем, что ответчик вовремя не сообщил об изменениях, в результате которых он утратил право на получение пенсии, ФИО2 незаконно получена пенсия в размере 312 430 руб. 30 коп.
В добровольном порядке возместить ущерб, причиненный государству, ФИО2 отказывается. Просит иск удовлетворить.
ФИО2 обратился с встречным исковым заявлением к Военному комиссариату <адрес> об обязании производить выплату пенсии, признание решения о приостановлении выплаты пенсии незаконным.
В судебном заседании на встречном исковом заявлении настаивает, исковое заявление военного комиссариата не признает. Дал пояснения изложенные в исковом заявлении и письменных возражениях на исковое заявление (л.д.45).
Дополнил, что пенсия за выслугу лет назначена ему на основании ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Военным комиссариатом Хабаровского края и выплачивалась до ДД.ММ.ГГГГ законно и обоснованно. Свое решение о приостановлении выплаты обосновывают решением Конституционного суда
Резолютивной частью Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в отношении органов прокуратуры юридически значимых решений об отмене пенсионных выплат не принято и ничего не сказано о приостановлении выплаты пенсий лицам, уволенным с военной службы.
Кроме того, при постановке на воинский учет и оформлении пенсии он сообщал работникам военного комиссариата о направлении его документов в Москву с целью принятия на работу в качестве государственного гражданского служащего в военную прокуратуру ДВО.
Просит в иске военному комиссариату отказать встречное исковое заявление удовлетворить.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изменениями от 1 июля, ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает порядок начисления пенсии из числа лиц проходивших военную службу.
В материалах дела имеется заявление ФИО2 (л.д.7) о начислении ему пенсии за выслугу лет, уволен с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ последнее место военной службы военный прокурор отдела Восточной прокуратуры ДВО <адрес>. В п. 11 заявления ФИО2 указал, что не работает, но устраивается.
ДД.ММ.ГГГГ в Сбербанк направлено поручение о прекращении выплаты пенсии ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 под роспись уведомлен о том, что ему прекращена выплата пенсии по линии МО РФ, его просят предоставить выписку из приказа о приеме на службу (л.д.11).
Повторно о том же предмете, в адрес ФИО2 направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12)
Одновременно сделан запрос военному прокурору Восточного военного округа (л.д.13), на который получен ответ, что ФИО2 работает в военной прокуратуре Восточного военного округа в должности военного прокурора (л.д.14).
Согласно карточки из пенсионного дела ФИО2 за период трудоустройства произведена переплата пенсии в размере 312 430 руб. (л.д.18).
Представитель истца ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда <адрес>".
В Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что согласно части второй статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Рассматриваемый Закон, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем рядом законодательных актов действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (пункт 2 статьи 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.
Предписания названных федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям рассматриваемого Закона, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в рассматриваемый Закон не были внесены соответствующие изменения и дополнения и, что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение, которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции, таможенные органы, органы и учреждения прокуратуры.
ФИО2 в своих объяснениях ссылается, что в резолютивной части в отношении органов прокуратуры юридически значимых решений об отмене пенсионных выплат не принято и ничего не сказано о приостановлении выплаты пенсий лицам, уволенным с военной службы и поступившим на работу в органы прокуратуры.
Суд считает, что ФИО2 заблуждается относительно разъяснений Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ дал подробное разъяснение о порядке применения ФЗ № 4468-1, в том числе в отношении работников прокуратуры. Исходя из разъяснений, на работников прокуратуры распространяется порядок назначения пенсии, приостановления пенсии в случае поступления на работу.
Статья 62 ФЗ № 4468-1 предусматривает порядок удержания из пенсии.
Удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Исходя из дословного чтения указанной нормы удержание выплаченной пенсионеру пенсии возможно в случае злоупотребления с его стороны,
В ходе рассмотрения иска установлено, что ФИО2 с условием и порядком выплаты пенсии указанном в п. 12 заявления ознакомлен. В перечне организаций поступление на работу, которая лишает ФИО2 права получать пенсию, прокуратура не оговорена.
ФИО2 предоставил ответ Генеральной прокуратуры РФ (л.д.97) от ДД.ММ.ГГГГ в котором дано разъяснение, что в ст. 6 ФЗ № 4468-1 органы прокуратуры не упомянуты, бывшим военнослужащим при поступлении в территориальные органы прокуратуры выплата назначенных пенсий за счет Минобороны России не приостанавливается.
ФИО2 представил документы, на которые, как он пояснил в судебном заседании, ориентировались все работники прокуратуры, заинтересованные данной проблемой.
По жалобе ФИО6 (работника прокуратуры, выплата пенсии которому также была приостановлена) Военной прокуратурой Хабаровского гарнизона было выдано представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101). В представлении указано на незаконность приостановления выплаты пенсии работникам прокуратуры.
На представление дан ответ военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103). В ответе указано, что должностным лицам строго указано неукоснительно соблюдать требования пенсионного законодательства, в том числе при решении вопросов назначения и прекращения выплаты пенсии.
В материалах дела имеется ответ Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» на обращение Военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31) согласно которому военному комиссару разъясняется правомерность прекращения выплат пенсии работникам прокуратуры.
Орган ответственный за начисление и прекращение выплаты пенсии до проверки ФЭУ округа, до марта 2011г., не знал достоверно о порядке начисления и приостановления, прекращения выплаты пенсии работникам прокуратуры.
Факт злоупотреблений со стороны пенсионера обязан доказать пенсионный орган.
Решение суда о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке является безусловным основанием для производства взысканий.
Законодатель определил, что важным фактором является доказанность в судебном порядке факта злоупотреблений со стороны пенсионера, а не его ошибки или добросовестного заблуждения.
В соответствии с гражданским законодательством, процессуальная добросовестность является презумпцией и не нуждается в доказательствах, пока судебным решением не будет установлен факт злоупотреблений правом.
Суду необходимо установить, что подложные, несоответствующие действительности правоустанавливающие документы и документы, влияющие на размер пенсии, были представлены гражданином с прямым умыслом, направленным на получение не полагающихся ему по закону денежных средств, то есть из корыстных побуждений.
Суд считает, что со стороны ФИО2 не было умышленных злоупотреблений, отсутствовали подложные документы, послужившие незаконному начислению пенсии.
Суд установил, что имелось заблуждение относительно приостановления выплаты пенсии работникам прокуратуры вызванное различной перепиской официальных органов, отсутствие дословного указания в законе.
С учетом изложенного, суд считает, что в иске о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии с ФИО2 необходимо отказать.
В встречном исковом заявлении ФИО2 о признании решения о приостановлении выплаты пенсии и взыскание недоплаченной пенсии истцу также необходимо отказать, поскольку имеется Постановление Конституционного суда РФ в котором отражено, что работники прокуратуры относятся к перечню лиц указанных в ст. 6 ФЗ № 4468-1.
Статья 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает, что решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Военному комиссариату <адрес> в иске к ФИО2 о взыскании ущерба отказать.
ФИО2 в встречном исковом заявлении к Военному комиссариату <адрес> об обязании производить выплату пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня оглашения мотивированного решения через суд его вынесший.
Председательствующий И.К. Муликова
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2012г.