апелляционное определение об опекунских пособиях



Номер обезличен

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дата обезличена мая 2010 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Полуяновой Е.А.

при секретаре ФИО9

с участием прокурора Текутьевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 12.02.2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района в интересах ФИО2 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района в интересах ФИО2 с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании невыплаченных средств на обеспечение несовершеннолетней за 2006г. в размере 11883 рубля 65 коп. за счет средств краевого бюджета.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.02.2010 года с ответчика взыскана в пользу ФИО3 на содержание опекаемой ФИО2 недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 1540 руб. 53 коп. и государственная пошлина в пользу государства в размере 200 руб.

Не согласившись с данным решением Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае». Статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2006г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящему делу.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в размере 39684 руб. в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов. Таким образом, комитет считает, что выполнил свои обязательства в полном объеме.

Решение мирового судьи о взыскании пособия за 2004г., на которое ссылается мировой судья вынесено 03.08.2007г., следовательно, недополученное пособие получено после 31.12.2004г., а значит, судом неверно установлен факт получения в 2004году пособия в большем размере, чем в 2006г.

Кроме того, ответчик указал, что с него необоснованно взыскали государственную пошлину, т.к. Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ редакция п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ изменена и с 29.01.2010 г. не должны вносить государственную пошлину государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебном заседании просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

В судебное заседание заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2006г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год или 3307 руб. в месяц. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением администрации Змеиногорского района Алтайского края №103 от20.06.2003г. ФИО6 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

В ходе рассмотрения дела установлено что решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г.Барнаула от 03.08.2007г. с ответчика в пользу ФИО7 взыскана сумма недополученного опекунского пособия на опекаемую ФИО2 в размере 13144, 53 руб. за 2004г., в решении мировой судья установил, что размер пособия в 2004 году должен составлять 41224 руб. 53 коп. в год, а выплачено фактически 28080 руб.

Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года № 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая данные положения закона, и то, т.к. в 2004 году в соответствии с решением мирового судьи объем гарантий составил 41224 руб. 53 коп., суд приходит к выводу, что подлежащей выплате на содержание ФИО2 объем социальных гарантий в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Фактически истцу выплачено за 2006г. опекунское пособие в сумме 39684 руб., то есть недоплата составила 1540 руб. 53 коп. (41224 руб. 53 коп. -39684), данная сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и подлежит взысканию с Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в пользу опекуна. Таким образом, доводы апелляционной жалобы необоснованны, не подлежат удовлетворению.

Что касается довода жалобы относительно взыскания государственной пошлины, то он является обоснованным, поскольку Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ редакция п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ изменена. С 29.01.2010 г. не должны вносить государственную пошлину государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Данное дело мировым судьей рассмотрено 12.02.2010г., то есть после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 г.

Учитывая изложенное, решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 12.02.2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района в интересах ФИО2 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения слова о взыскании государственной пошлины с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в размере 200 рублей в доход местного бюджета.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья Е.А. Полуянова