Дело Номер обезличен АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дата обезличена года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Прилипченко Г.А. при секретаре Кремер Е.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, УСТАНОВИЛ: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО2 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП в пользу Дубровиной В. И. недополученная сумма на опекаемого ФИО3 за 2005 год (с 01.07.2005г. по 31.12.2005г.) в размере 4 562 руб. 16 коп. за счет средств бюджета Алтайского края и государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 200 руб. КФНКП с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004 размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году. Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 году. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Представитель ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Третьи лица - Комитет по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года № 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» в ст. 30 предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц. В судебном заседании также установлено, что Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула Номер обезличен от Дата обезличена года Дуброва В. И. назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО7 и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка л.д.11). Как следует из справки комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 6 месяцев 2005 года опекуном было получено пособие в размере 15 288 рублей 00 коп. Поскольку Федеральным законом № 122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением существовавшим на 31.12.2004г., суд полагает, что размер пособия, выплачиваемого вновь назначенным опекуном и попечителем в 2005 году подлежит сравнению с нормативами питания, одежды и т.д. и фактическими ценами регионов за 2004 год. Учитывая данные положения закона, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 г.на мальчика школьного возраста, составлял 39 700 руб. 32 коп., объем социальных гарантий, подлежащий выплате Дубровиной В.И. на содержание ФИО2 в 2005 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Суд считает, что с учетом выше приведенных положений закона, на опекаемого ФИО2 в пользу опекуна Дубровиной В.И. в 2005 году с должно быть выплачено не меньше 19 850 руб. 16 коп., фактически выплачено 15 288 руб., то есть недоплата составила 4 562 руб. 16 коп. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в 2005 году (с 01.07.2005г. по 31.12.2005г.) составляет: 4 562 руб. 16 коп. При таких обстоятельствах доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, и суд не находит оснований для их удовлетворения. Учитывая изложенное, решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья Г.А. Прилипченко