Дело Номер обезличен АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Дата обезличена года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Прилипченко Г.А. при секретаре Межаковой А.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула, апелляционную жалобу Комитета администрации алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, УСТАНОВИЛ: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах ФИО4 находящегося под опекой Куминовой Л. Я. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании невыплаченных средств на содержание несовершеннолетнего ФИО4 за период с 01.03.2006г. по 31.12.2006г. в размере 13 119 руб. 34 коп. за счет средств краевого бюджета. В обоснование заявленных требований указывал, что постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула Куминова Л. Я. назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО4 На содержание несовершеннолетнего назначено ежемесячное денежное пособие. Действующим законодательством предусмотрены нормы питания, обеспечения опекаемых детей одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. Законом Алтайского края от 12.10.2005 г. № 72 закреплено, что размер денежных средств на содержание подопечного ежегодно устанавливается законом о краевом бюджете исходя из утвержденных администрацией Алтайского края натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря фактическим ценам, сложившимся в Алтайском крае. Размер выплачиваемого Куминовой Л.Я. пособия на содержание несовершеннолетнего определен без учета установленных Постановлением Правительства РФ и Постановлением администрации Алтайского края норм, в результате чего денежные средства выплачены не в полном объеме. Фактически Куминовой Л.Я. выплачено в 2006 году пособие в размере 39 684 руб. В то время как размер пособия должен составлять 39 700 руб. 32 коп. Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. предусмотрено, что нормы расходов на питание в летний период (90 дней) увеличиваются на 10% в день. Следовательно, недоплата составила 3 125 руб. 74 коп. х 12 = 3708 руб. 88 коп. (стоимость на питание) 37 508 руб. 88 коп.: 365 дней = 102 руб. 76 коп. (стоимость одного дня). Количество выходных, каникулярных и праздничных дней в 2006 году составило 157 дней. 157х102 руб. 76 коп. х 10% = 1 613 руб. 33 коп.- норма расходов на питание в выходные и праздничные дни. Итого подлежит взысканию за 2006 год 11 506 руб. 01 коп. + 1 613 руб. 33 коп. = 13 119 руб. 34 коп. Поскольку денежные средства на содержание опекаемых детей выплачиваются из бюджета субъекта РФ, органами опеки и попечительства, недополученная сумма подлежит взысканию за счет средств краевого бюджета. Решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Куминовой Л. Я. взысканы невыплаченные средства на содержание опекаемого ребенка ФИО4 за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 год в размере 13 119 руб. 34 коп. за счет средств краевого бюджета. В решении мировой судья ссылается на то, что объем социальных гарантий в 2006 году увеличился по сравнению с 2005 годом, определение одинаковых сумм опекунского пособия за эти годы привело бы к снижению уровня социальных гарантий для несовершеннолетних опекаемых, поскольку обеспечить их указанными товарами в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 при размере ежемесячного пособия 4 265,83 руб. в 2006 году не представлялось возможным. Не согласившись с решением, прокурор Железнодорожного района г. Барнаула подал апелляционное представление, в котором указывает, что, сравнивая объем социальных гарантий на 2004 и 2005 г., суд необоснованно учитывал сумму пособия на 2004 г. без учета натуральных норм на питание и одежду по фактическим ценам региона. Указанные обстоятельства являются юридически значимыми и вынесенное без их учета решение не может быть законным и обоснованным. На основании изложенного, прокурор просит решение мирового судьи от Дата обезличенаг. изменить в части взыскиваемой суммы. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит в апелляционной жалобе решение мирового судьи отменить, вынести новое решение, отказав прокурору Октябрьского района в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании прокурор поддержал апелляционное представление. Истец ФИО4 и его законный представитель Куминова Л.Я., а также представители ответчика - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и третьих лиц - комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц. Выслушав пояснения прокурора, изучив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами федеральных законов было принято Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также во исполнение пункта 3 данного Постановления - Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утв. Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. №199, согласно п.1 которого органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 150 СК РФ, ст.5 Федерального закона №159-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 01 января 2005г. полномочие по установлению размера опекунского пособия предоставлено субъекту РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год При этом, как следует из общих принципов социальной политики и закреплено ст. 153 указанного закона, устанавливая размер и порядок выплаты опекунского пособия субъекты РФ должны следовать общим принципам законодательных актов, действовавших до момента передачи полномочий от Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. По смыслу указанной нормы подлежит определению размер пособия, которое должно было выплачиваться в 2004 г. по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ № 409 и сравнить его с размером пособия, установленным ст. 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004 г. №65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год». В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.18.1999 г. (утратил силу в связи с изданием приказа Минобрнауки от 20.02.2008 г. №63), действовавшего в 2004 и 2005 г.г. органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителя) денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона. Судом установлено, что Постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула Номер обезличен от Дата обезличенаг. Куминова Л. Я. назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4, Дата обезличена года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. л.д. 11). Как следует из справки Комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула с Дата обезличена г. опекуном было получено пособие в размере 39 684 руб. 00 коп. л.д. 12). В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Поскольку Федеральным законом №122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением существовавшим на 31.12.2004 г., суд полагает, что размер пособия, выплачиваемого вновь назначенным опекуном и попечителям в 2005 г. подлежи сравнению с нормативами питания, одежды и т.д. и фактическими ценами регионов за 2004 г. В 2004 г. в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае стоимость питания для детей школьного возраста составляла 28 502 руб. 88 коп. в год, размер денежных средств на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на мальчика школьного возраста - 11 197 руб. 44 коп, всего 39 700 руб. 32 коп. Учитывая изложенное, суд делает вывод, что недоплата Куминовой Л.Я. в 2006 году (с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.) составила 16 руб. 32 коп. Принимая во внимание доводы апелляционной жалобы, суд полагает, что решение мирового судьи подлежит отмене, поскольку мировым судьей неправильно определены юридически значимые обстоятельства для рассмотрения дела. Учитывая положения ч.3 ст. 196 ГПК РФ, действуя в интересах несовершеннолетнего, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных прокурором требований и взыскать с ответчика 1 270 руб. 18 коп. На основании ст.ст. 362, 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции отменяет решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена г. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов гражданина, при этом заявление может быть подано только тогда, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может этого сделать сам. Учитывая, что обращение прокурора направлено прежде всего на защиту прав несовершеннолетнего ребенка, суд полагает, что обращение прокурора обосновано. Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, РЕШИЛ: Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, изменить в части, удовлетворить апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула. Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Куминовой Л. Я. невыплаченные средства на содержание опекаемого ребенка ФИО18 за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в размере 1 270 руб. 18 коп. за счет средств краевого бюджета. Апелляционное решение вступает в силу с момента провозглашения. Судья Г.А. Прилипченко