Номер обезличенг. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Дата обезличена года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Прилипченко Г.А., при секретаре Кремер Е.В., с участием прокурора Текутьевой Я.В.; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП в пользу Кудрявцевой Н. П. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемую ФИО5 за 2005 год (с 01.01.2005г. по 31.12.2005г.) в размере 11 890 руб. 66 коп. за счет средств бюджета Алтайского края и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 456 руб. 71 коп. Ответчик - КФНКП с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда о том, что размер опекунского пособия на 2004 год установлен решением мирового судьи и в силу статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004 размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ. Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 году. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула также не согласился с принятым решением и подал апелляционное представление с просьбой изменить в части взыскиваемой суммы. В обоснование протеста указывалось, что, в силу ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции). Согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. По правилам п. 2 ст. 153 вышеназванного закона от 22.08.2004 при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставленных отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года. Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления. Вышеперечисленные положения закона свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. Это согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 85-О. Таким образом, размер пособия на опекаемого ребенка в 2005 году не мог быть ниже размера, подлежащего выплате опекуну на содержание подопечного в 2004 году. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1,2,3. Указанные нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. В соответствии с п. 3 вышеназванного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ. Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно п. 1 данного Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 № 199, размер опекунского пособия обусловлен установленным федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь, и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия. Размер опекунского пособия в 2004 году на опекаемого ребенка определялся исходя из нормативов, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 409 по фактическим ценам региона. В судебное заседание представитель КФНКП не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Прокурор Текутьева Я.В. в судебном заседании поддержала представление по доводам, изложенным в нем. На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ст. 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц. В судебном заседании установлено, что Кудрявцева Н. П. распоряжением администрации г. Горно-Алтайска Номер обезличен от Дата обезличена года назначена опекуном над ФИО5, Дата обезличена года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. Учитывая тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 году на девочку школьного возраста, составлял 39 970 руб. 66 коп., суд приходит к выводу, что подлежащей выплате на содержание ФИО5 объем социальных гарантий в 2005 году их средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Суд считает, что согласно произведенного расчета денежных средств выплат на детей, находящихся под опекой, исходя из фактических цен Алтайского края, определенных по данным Алтайского краевого комитета государственной статистики и реализующим предприятия района, опекун должна была получить за 12 месяцев 2005 г. не менее 39 970 рублей 66 коп. на содержание ФИО5, а фактически ей было выплачено опекунское пособие в 2005 году в размере 28 080 рублей 00 копеек. Необходимо учитывать, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни. Таким образом, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка составит: 28 502,88 руб.: 365 = 78,09 руб. (стоимость одного дня). Количество выходных, праздничных и каникулярных дней за 2004 год составило 161х78,09 руб. х 10% = 1 257,25 руб. Итого, пособие за 2004 год составляет 41 227 руб., а ежемесячно - 3 435 руб. Следовательно, разница равна 13 140 руб. (41 227-28 080). Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора Железнодорожного района г. Барнаула нашли свое подтверждение, в связи с чем решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года подлежит изменению, апелляционное представление и апелляционная жалоба ответчика удовлетворению в части, в виду неправильного применения судом вышеуказанных норм материального права. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой изменить в части, удовлетворить апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула. Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Серковой С. И. невыплаченные средства на содержание опекаемого ребенка ФИО6 за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в размере 13 140 руб.за счет средств краевого бюджета. Апелляционное решение вступает в силу с момента провозглашения. Судья Г.А. Прилипченко