апелляционное решение о взыскании средств на обеспечение ребенка



Номер обезличенг.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Дата обезличена года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Прилипченко Г.А.,

при секретаре Кремер Е.В.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличенаг. исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП в пользу Шадрина В. И недополученная сумма опекунского пособия на опекаемого ФИО5 за 2005 год (с 13.09.2005г. по 31.12.2005г.) в размере 3 486 руб. 09 коп. за счет средств бюджета Алтайского края и государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 200 руб.

Ответчик - КФНКП с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывается, что вывод суда о том, что размер опекунского пособия на 2004 год установлен решением мирового судьи и в силу статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела неправомерен.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ.

С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004 размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула также не согласился с принятым решением и подал апелляционное представление с просьбой изменить в части взыскиваемой суммы.

В обоснование протеста указывалось, что, в силу ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции).

Согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

По правилам п. 2 ст. 153 вышеназванного закона от 22.08.2004 при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставленных отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года.

Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления.

Вышеперечисленные положения закона свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. Это согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 85-О.

Таким образом, размер пособия на опекаемого ребенка в 2005 году не мог быть ниже размера, подлежащего выплате опекуну на содержание подопечного в 2004 году.

В соответствии со ст. 36Закона Алтайского края от 29.12.2003 № 77-ЗС «О краевом бюджете на 2004 год» и в ст. 27 Закона Алтайского края от 28.12.2004г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» установлен одинаковый размер опекунского пособия на одного ребенка - 28 080 руб. в год или 2 340 руб. в месяц.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1,2,3.

Указанные нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

В соответствии с п. 3 вышеназванного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ. Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Согласно п. 1 данного Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 № 199, размер опекунского пособия обусловлен установленным федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь, и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия.

Размер опекунского пособия в 2004 году на опекаемого ребенка определялся исходя из нормативов, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 409 по фактическим ценам региона.

В судебное заседание представитель КФНКП не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Прокурор Текутьева Я.В. в судебном заседании поддержала представление по доводам, изложенным в нем.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц.

В судебном заседании установлено, что Шадрин В. И Постановлением администрации Железнодорожного района № 3764 от Дата обезличена года назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО5, Дата обезличена года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

Учитывая тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 году на мальчика школьного возраста, составлял 39 700 руб. 32 коп., значит за 3 месяца 18 дней 2005 года объем опекунского пособия, подлежащий выплате Шадрину В.И. на содержание ФИО5 с 13.09.2005г. по 31.12.2005г. из средств краевого бюджета не может быть меньше чем указанная сумма.

Суд полагает, что недоплата на содержание ФИО5 в 2005 году (с 13.09.2005г. по 31.12.2005г.) составила 3 486 руб. 09 коп.

Необходимо учитывать, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни.

Таким образом, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10% в день на каждого ребенка составит:

28 502,88 руб.: 366 = 77,88 руб. (стоимость одного дня).

Количество выходных, праздничных и каникулярных дней за 2004 год составило 161х77,88 руб. х 10% = 1 253,68 руб.

Итого, пособие за 2004 год составляет 40 954,18 руб. (39 700,32 руб.+1 253,68 руб.).

Следовательно, при вынесении решения судья должен был учитывать уровень социальных гарантий в 2004 году в размере 3412,85 руб. ежемесячно.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора Железнодорожного района г. Барнаула нашли свое подтверждение, в связи с чем решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от Дата обезличена года подлежит изменению, апелляционное представление и апелляционная жалоба ответчика удовлетворению в части, в виду неправильного применения судом вышеуказанных норм материального права.

Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... от Дата обезличенаг. по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах ФИО5 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, изменить в части, удовлетворить апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула.

Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Шадрина В. И недополученную сумму опекунского пособия на содержание опекаемого ребенка ФИО5 за 2005 год (с 13.09.2005 г. по 31.12.2005 г.) в размере 3 486 руб. 09 коп. за счет средств краевого бюджета.

Апелляционное решение вступает в силу с момента провозглашения.

Судья Г.А. Прилипченко