апелляционное определение о взыскании опекунского пособия



                                                                                                                     Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Черепановой И.В.

при секретаре                                          Криволуцкой А.О.

с участием прокурора          Коцюба А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Бронникова И.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился к мировому судье судебного участка Железнодорожного района г.Барнаула с иском в интересах Бронникова И.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию на содержание Бредневой С.А. за период с 01.01.2006 года по 30.10.2006 года в размере 11 057 руб. 30 коп.

        В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Бронников И.А. находится под опекой Бейтель Г.И., которая на основании постановления администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на содержание истца получала денежное пособие для обеспечения опекаемого питанием, одеждой, мягким инвентарем.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

По нормам ч.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшимся отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004г.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки.

В соответствии с п.1 Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999г. № 199, размер опекунского пособия обусловлен установленным федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия.

В п. 7 ст. 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» установлен размер опекунского пособия на одного ребенка - 39 684 руб. в год или 3 307 руб. в месяц.

Размер опекунского пособия в 2006 году, установленный законом о краевом бюджете на соответствующий год, надлежащим образом не обеспечивал реализацию норм по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Алтайского края, предусмотренных постановлением правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Исходя из требований указанного постановления Правительства РФ и фактических цен, сложившихся в Алтайском крае, размер ежемесячного опекунского пособия за 2006 год должен был составлять 4 265,83 руб. ежемесячно (мальчик школьного возраста), то есть за 10 месяцев 2006г. 42 658,30 руб.

Фактически опекуну Бейтель Г.И. в 2006 году на содержание несовершеннолетнего Бронникова И.А. назначено и выплачено пособие в размере 33 070 рублей.

С учетом того, что фактические цены на вышеназванные товары в Алтайском крае в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом, определение одинаковых сумм опекунского пособия за эти годы, по мнению прокурора, привело бы к снижению уровня социальных гарантий для несовершеннолетних опекаемых, поскольку обеспечить их указанными товарами в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409, при размере ежемесячного пособия 4 265,83 руб. в 2006 году не представлялось возможным.

Необходимо также учитывать, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни. Кроме того, вышеуказанным Постановлением дополнительно установлены суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого ребенка в размере не менее 4 % расчетной стоимости содержания ребенка.

Таким образом, согласно представленным расчетам, опекуном Бейтель Г.И. на содержание подопечного Бронникова И.А. недополучено пособие за указанный период 2006 года в сумме 11 057 руб. 30 коп.

Решением мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Бронникова И.А. взыскана недополученная сумма опекунского пособия за период с 01.01.2006 года по 31.10.2006 года в размере 1 145 руб. 90 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

В апелляционной жалобе представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ и вынести новое решение об отказе истцу в заявленных требованиях.

Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

    В соответствии со ст. 30 закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году установлены в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год. Оснований для неприменения указанного закона Алтайского края отсутствуют. Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409, Алтайский край, при установлении опекунского пособия в том же размере, в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с приложением 18 к Закону Алтайского края от 10.07.2007г. № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2006 году.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 либо в 2006 году.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Коцюба А.К. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.

Суд, с учетом мнения помощника прокурора, требований ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения помощника прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, (вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) № 122-ФЗ, (вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В ст.30 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц.

Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Так, мировой судья в своем решении пришел к правильному выводу о том, что учитывая положения ФЗ № 122-ФЗ, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее 2004 г. на мальчика школьного возраста, составлял 41 059 руб. 08 коп., объем социальных гарантий, подлежащий выплате на содержание Бронникова И.А. в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Согласно произведенного расчета опекун Бейтель должна была получить в 2006 году (с 01.01.2006г. по 31.10.2006г.) не менее 34 215 руб. 90 коп. на содержание несовершеннолетнего Бронникова И.А., а фактически ей было выплачено опекунское пособие за указанный период 2006 года в размере 33 070 рублей 00 копеек, что на 1 145 руб. 90 коп. меньше. Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Бронникова И.А.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд       

              

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Бронникова И.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.      

      

Судья:                                                                             И.В. Черепанова