№ 11-224/10 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ДД.ММ.ГГГГ г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи О.Н.Тарасовой при секретаре А.А.Мокрушиной с участием прокурора Я.В.Текутьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Клюева В.Н. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Клюева В.Н. с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 12782,64 руб., исходя из расчета фактических цен за 2006 год. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен частично, с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Усова Н.И. взыскана недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 1484,18 руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части иска отказано. Не согласившись с данным решением Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. Норма указанного закона, устанавливающего размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. До настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в часта. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Размер опекунского пособия на ДД.ММ.ГГГГ был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил в среднем 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей. В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, что подтверждается статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год». Следовательно, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» в 2006 году исполнен в размере 100 процентов. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004г., произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004г. опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2006г. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Прокурор в судебном заседании просила решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебное заседание Клюев В.Н., Усов Н.И., представители третьих лиц - Управление по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по образованию администрации Октябрьского района не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Усов Н.И. постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ назначен опекуном над несовершеннолетним Клюевым В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ему назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 122 - ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) 122 - ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Законом Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-3С « О краевом бюджете на 2006 год» в ст. 30 предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3307 руб. в месяц. Как следует из справки комитета по образованию администрации Октябрьского района г.Барнаула за 12 месяцев 2006 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) опекуном было получено пособие в размере 39470 руб. Поскольку положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением, существовавшем на ДД.ММ.ГГГГ, суд мировой судья правомерно сделал вывод, что размер пособия, выплачиваемого опекунам и попечителям в 2006г. подлежит сравнению с нормами питания, одежды и т.д. и фактическим ценам регионов за 2004г. Учитывая, что объем социальных гарантий на 2004 год на мальчика школьного возраста в соответствии с законом составил 40954,18 руб., то подлежащей выплате Усову Н.И. на содержание Клюева В.Н. объем социальных гарантий в 2006 году из средств бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Учитывая изложенное, мировой судья правомерно делает вывод, что, на опекаемого Клюева В.Н. в 2006 году должно быть выплачено не меньше 40954,18 руб. за год, фактически было выплачено - 39470 руб., то есть недоплата составила 1484,18 руб. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в 2006 году составляет 1484,18 руб. При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчик в своих возражениях ссылается на те же самые нормы права, что и истец и суд в своем решении, однако толкует их в ином, выгодном ответчику и, ущемляющем права истца, смысле, не соответствующем действительному, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края. При таких обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Клюева В.Н. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья О.Н.Тарасова