Дело №11-231\10 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 06 октября 2010 года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего Малетиной Е.В. При секретаре Кремер Е.В. С участием прокурора Текутьевой Я.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сухова А.А. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, УСТАНОВИЛ: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сухова А.А. находящегося под опекой Васильева М.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании невыплаченных средств на содержание несовершеннолетнего Сухова А.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 119 руб. 34 коп. за счет средств краевого бюджета. В обоснование заявленных требований указывал, что постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула Васильев М.А. назначен опекуном над несовершеннолетним Суховым А.А. На содержание несовершеннолетнего назначено ежемесячное денежное пособие для обеспечения опекаемого питанием, одежной, мягким инвентарем. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Сухов А.А. находится под опекой Васильева М.А. который на основании постановления администрации Октябрьского района г.Барнаула№ от ДД.ММ.ГГГГ на содержание истца получал денежное пособие для обеспечения опекаемого питанием, одеждой, мягким инвентарем. В соответствии со ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. По нормам ч.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшимся отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004г. Вышеприведенные нормы свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992 № 409/в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.1992 № 483, от 17.07.1996 № 829, от 30.03.1989 № 366, от 21.12.2000 № 999, от 14.05.2001 № 374\, утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. В п. 7 ст. 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» установлен размер опекунского пособия на одного ребенка - 39 684 руб. в год или 3 307 руб. в месяц. Размер опекунского пособия в 2006 году, установленный законом о краевом бюджете на соответствующий год, надлежащим образом не обеспечивал реализацию норм по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Алтайского края,, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Исходя из требований указанного постановления Правительств РФ и фактических цен, сложившихся в Алтайском крае, размер ежемесячного пособия за 2006 год должен составлять 4 265 руб. 83 коп. ежемесячно, т.е. 51 190 руб. 01 коп. в год. В соответствии с п.1 Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999, размер опекунского пособия обусловлен установленными федеральным органом исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия. Фактически опекуну Васильеву М.А. в 2006 г. на содержание Сухова А.А. назначено и выплачено пособие в размере 39 684 руб. С учетом того, что фактические цены на вышеуказанные товары в Алтайском кране в 2006 году увеличились по сравнению с 2005 годом, определение одинаковых сумм опекунского пособия за эти годы привело бы к снижению уровня социальных гарантий для несовершеннолетних опекаемых, поскольку обеспечить их указанными товарами в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от20.06.1992 № 409, при размере ежемесячного пособия 4 265, 83 руб. в 2006 году не представлялось возможным. Таким образом, в целях обеспечения уровня социальных гарантий опекаемых сумма пособия на их содержание за 2006 год должна определяться по нормам, установленным вышеназванным постановлением Правительства по фактическим ценам нашего региона на соответствующие товары. Размер пособия, рассчитанный в соответствии с постановлением администрации края № 661 должен составлять ежемесячно в 2006 году- 4 265 руб. 83 коп. на мальчика школьного возраста на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря ( 1 140 руб. 09 коп. х 12 мес. = 13 681 руб. 83коп.), на питание ( 3 125 руб. 74 коп. х 12= 37 508 руб. 93 коп.). Данный размер пособия определен на основании сведений краевого комитета государственной статистики о средних потребительских ценах по АК за 2006 год и соответствует действительным расходам на обеспечение ребенка. Согласно справки комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула фактически Васильеву М.А. начислено за вышеуказанный период и выплачено пособие в размере 39 684 руб. Следовательно недоплата по выплате пособия за 2006год составила:51 190руб 01 коп. - 39 684 руб.= 11 506 руб. 01 коп. Необходимо также учитывать, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением администрации Алтайского края от 10. 11.2005 № 661 предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни. Она составляет:3 125 руб. 74 коп. х12 = 37 08 руб. 88 коп.( стоимость на питание), 37 508 руб. 88 : 365 дней =102 руб. 76 коп.( стоимость одного дня).Количество выходных, каникулярных и праздничных дней в 2006году составило 157 дней.157 х 102 руб. 76 коп. х 10% = 1 613 руб. 33 коп.- норма расходов на питание в выходные и праздничные дни.Итого подлежит взысканию за 2006год: 11 506 руб. 01 коп.+ 1 613 руб. 33 коп. = 13 119руб 34 коп.; Пунктом 4.3.18 Положения о комитете администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, утв. Постановлением администрации края от 15.04.2005 № 219 предусмотрено, что комитет осуществляет исполнение требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством. Законом Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006» утверждены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) из расчета на одного ребенка в год. Законом АК № 72 от 12.10.2005 обязанность по выплате опекунам Попечителям денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря возложены на органы опеки и попечительства. Таким образом, выплата опекунского пособия произведена не в полном размере по причине перечисления денежных средств из краевого бюджета в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством. Решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010 г. исковые требования оставлены без удовлетворения в полном объеме. В решении мировой судья ссылается на то, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 году на мальчика дошкольного возраста, составил 32 132 руб. 41 коп., суд пришел к выходу, что объем социальных гарантий, подлежащий выплате Васильеву М.А. на содержание Сухова А.А. в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Согласно произведенного расчета денежных средств выплат на детей, находящихся под опекой, исходя из фактических цен АК, определенных по данным Алтайского краевого комитета государственной статистики и реализующим предприятия района, Васильев М.А. должен был получить за 12 месяцев 2006 г. не менее 32 132 руб. 41 коп. на содержание несовершеннолетнего Сухова А.А., а фактически ему было выплачено опекунское пособие за 12 месяцев 2006 г. в размере 39 684 руб. 00 коп., т.е. больше, чем в 2004 г. Таким образом, суд пришел к выводу, что недоплаты Васильеву М.А. в 2006 г. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по выплате опекунского пособия не установлено. Не согласившись с решением, прокурор Железнодорожного района г. Барнаула подал апелляционное представление, в котором указывает, что отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, судья установил, что в 2004 году объем социальных гарантий на девочку дошкольного возраста составил 31 44, 14 руб. Однако, в нарушении ст. 195, ст. 196, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, судом в решении не приведен расчет норм питания и норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем. Размер пособия на девочку дошкольного возраста в 2004 году составлял 27 459, руб. на питание, 9 842, 22 руб. на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, что подтверждается расчетом, произведенным на основании Постановления Правительств РФ № 409 и средним ценам на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению на 2004 г. Согласно постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. "О неотложны мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные праздничные и каникулярные дни, а также увеличение суммы расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 % расчетной стоимости содержания. Разница между уровнем социальных гарантий 2004 г. (2005 г.) и 2006 г. составляет 168 руб., а ежемесячно 14 руб. На основании изложенного прокурор просит отменить решение мирового судьи и вынести новое об удовлетворении исковых требований. В судебном заседании прокурор поддержал апелляционное представление. Истец Сухов А.А. и его законный представитель Васильев М.А., а также представители ответчика - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и третьих лиц - комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц. Выслушав пояснения прокурора, изучив доводы апелляционного представления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. В ст.30 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Васильев МА. назначен опекуном над несовершеннолетним Суховым А.А., опекуну установлено пособие (л.д. 10-11). Как следует из справки комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула с января 2006 г. опекуном было получено пособие в размере 39 684 руб. 00 коп. (по 3 307 руб. ежемесячно). Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году. Так, мировой судья в своем решении пришел к правильному выводу о том, что учитывая положения ФЗ № 122-ФЗ, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее 2004 г. на мальчика школьного возраста, составлял 32 132 руб. 41 коп., объем социальных гарантий, подлежащий выплате на содержание Сухова А.А.. в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Согласно произведенного расчета опекун Васильев М.А. должен был получить за 12 месяцев 2006 г. не менее 32 132 руб. 41 коп. на содержание несовершеннолетнего Сухова А.А. а фактически ему было выплачено опекунское пособие в 2006 г. в размере 39 684 рубля 00 коп.. Учитывая изложенное, суд делает вывод, что размер выплачиваемого Васильеву М.А. пособия не меньше размера пособия, которое опекунам выплачивалось в 2004 г. Таким образом, мировой судья, пришел к правильному выводу о том, что права опекуна назначенным ему пособием не нарушены. Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Сухова А.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья: Е.В. Малетина