апелляционное определение о взыскании опекунского пособия



№ 11-239/10

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2010 года                                                                              г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи                       О.Н.Тарасовой

при секретаре                                                    А.А.Мокрушиной

с участием прокурора                                      Я.В.Текутьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ломоносовой А.С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ломоносовой А.С. с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 9966,56 руб., исходя из расчета фактических цен за 2006 год.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010г. иск удовлетворен частично, с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Анчуговой Л.А. взыскана недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 1540,53 руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части иска отказано.

      Не согласившись с данным решением Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

        Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб.

Норма указанного закона, устанавливающего размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. До настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в часта. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Размер опекунского пособия на 31.12.2004 был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил в среднем 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей.

В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, что подтверждается статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год».

Следовательно, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» в 2006 году исполнен в размере 100 процентов.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004г., произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004г. опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2006г.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Прокурор в судебном заседании просила решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

        В судебное заседание Ломоносова А.С., Анчугова Л.А., представители третьих лиц - Управление по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по образованию администрации Октябрьского района не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Анчугова Л.А. постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № 2027 от 01.06.2001г. назначена опекуном над несовершеннолетней Ломоносовой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Законом Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-3С « О краевом бюджете на 2006 год» в ст. 30 предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3307 руб. в месяц.

Как следует из справки комитета по образованию администрации Октябрьского района г.Барнаула за 12 месяцев 2006 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) опекуном было получено пособие в размере 39684 руб.

Поскольку положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением, существовавшем на ДД.ММ.ГГГГ, суд мировой судья правомерно сделал вывод, что размер пособия, выплачиваемого опекунам и попечителям в 2006г. подлежит сравнению с нормами питания, одежды и т.д. и фактическим ценам регионов за 2004г.

Учитывая, что объем социальных гарантий на 2004 год на девочку школьного возраста в соответствии с законом составил 41224,53 руб., то подлежащей выплате Анчуговой Л.А. на содержание Ломоносовой А.С. объем социальных гарантий в 2006 году из средств бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Учитывая изложенное, мировой судья правомерно делает вывод, что, на опекаемую Ломоносову А.С. в 2006 году должно быть выплачено не меньше 41224,53 руб. за год, фактически было выплачено - 39684 руб., то есть недоплата составила 1540,53 руб. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в 2006 году составляет 1540,53 руб.

        При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчик в своих возражениях ссылается на те же самые нормы права, что и истец и суд в своем решении, однако толкует их в ином, выгодном ответчику и, ущемляющем права истца, смысле, не соответствующем действительному, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.        

         При таких обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оставить без удовлетворения.

         Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ломоносовой А.С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.       

       

Судья                                                                                                   О.Н.Тарасова