о взыскании опекунского пособия



                                                                                                                     Дело № 11-254/2010

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2010 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Черепановой И.В.

при секретаре                                          Криволуцкой А.О.

с участием прокурора           Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Зайцевой С.И. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился к мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула с иском в интересах Зайцевой С.И. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2006 год в размере 11 883 руб. 65 коп. за счет средств краевого бюджета.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с 05.04.2002г. несовершеннолетняя Зайцева С.И. находилась под опекой Панченко Е.Л., которая на основании постановления администрации Железнодорожного района г.Барнаула от 05.04.2002г. № 1268 на содержание истицы получала денежное пособие, размер которого в 2005 году установлен неверно. В соответствии со ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ,

По нормам ч.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшимся отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004г.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки.

Из буквального содержания ч.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ следует, что после введения этим Законом изменений размеры и условия выплаты пособий и иных видов выплат не могут быть ниже размеров и условий таких выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям по состоянию на 31.12.2004г.

В соответствии с п.1 Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999г. № 199, размер опекунского пособия обусловлен установленным федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия.

С учетом того, что фактические цены на вышеназванные товары в Алтайском крае в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом, определение одинаковых сумм опекунского пособия за эти годы, по мнению прокурора, привело бы к снижению уровня социальных гарантий для несовершеннолетних опекаемых, поскольку обеспечить их указанными товарами в соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409, при размере ежемесячного пособия 3 435,33 руб. в 2005 году не представлялось возможным. Размер пособия, установленный ст.36 Закона Алтайского края от 29.12.2003г. № 77-ЗС «О краевом бюджете на 2004 год» и в ст.27 Закона Алтайского края от 28.12.2004г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» в сумме 28 080 руб. в год или 2 340 руб. в месяц, значительно ниже того размера, который определен в соответствии с требованиями п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992г. № 409. В результате этого денежные средства опекуну выплачивались не в полном объеме. Размер пособия, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должен составлять ежемесячно в 2005 году - 3 435,33 руб., за год- 41 224,53 руб. Опекуном Моренко Ф.И. на содержание подопечной Тимошиной И.А. недополучено пособие в 2006 году в сумме 11 883 руб. 65 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 апреля 2010 года с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Зайцевой Светланы Ивановны взыскана недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 1 540 руб. 53 коп. за счет средств краевого бюджета.

В апелляционной жалобе представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от 02 апреля 2010 года и вынести новое решение об отказе истцу в заявленных требованиях. Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 года» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год. Оснований для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

Размер опекунского пособия на 31.12.2004 был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409.

В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, что подтверждается статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год».

Следовательно, Алтайский край, при установлении опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с приложением 18 к Закону Алтайского края от 10.07.2007г. № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» в 2006 году исполнен в размере 100 процентов.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2006 году.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 либо в 2006 году.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Текутьева Я.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.

Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, (вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) № 122-ФЗ, ( вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда ( включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Законом Алтайского края от 24 декабря 2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» в ст. 30 предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц.

Объем социальных гарантий, установленных ранее в 2004 году на девочку школьного возраста составлял 41 224 руб. 53 коп.

Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Так, согласно решения мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02.04.2010г. Зайцева С.И., находясь под опекой Панченко Е.Л., должна была получить в 2006 году 41 224 руб.53 коп. в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае.

В 2006 году опекун Панченко Е.Л. фактически получила на опекаемого ребенка сумму 39 684 руб., то есть на 1 540 руб. 53 коп. меньше. Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Зайцевой С.И.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд       

              

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Зайцевой С.И. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.      

      

Судья:                                                                             И.В. Черепанова