№ 11-248/2010г. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е 13 октября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Григорьевой Л.И. при секретаре Первухиной А.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился с иском в интересах несовершеннолетней Грибановской К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 1 404 руб. 14 коп. исходя из расчета фактических цен за 2006 год, указав, что ответчиком начислено пособие опекуну в меньшем размере. Просил взыскать указанную сумму. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Грибановской К.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой за 2006г. отказано. Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив требования. В обоснование представления указывается, что в нарушении ст. 195, ст. 196, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, судом в решении не приведен расчет норм питания и норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем. Размер пособия на девочку дошкольного возраста в 2004 году составлял 27 459, 64 руб. на питание, 9 842, 22 руб. на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвенатрем, что подтверждается расчетом, произведенным на основании Постановления Правительства РФ № 409 и средним ценам на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению на 2004 г. Согласно постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни, а также увеличение суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 % расчетной стоимости содержания. В связи с изложенным, нельзя согласиться с выводом суда об отсутствии нарушений прав несовершеннолетней. В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. настаивала на удовлетворении апелляционного протеста по вышеизложенным основаниям. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ Грибановская Р.А. назначена опекуном над несовершеннолетней Грибановской К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. Как следует из справки комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 12 месяцев 2006 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) опекуном было получено пособие в размере 39 684 рублей 00 коп. Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился с иском в интересах Грибановской К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под попечительством в размере 1 404 руб. 14 коп. исходя из расчета фактических цен за 2006 год, указав, что ответчиком начислено пособие опекуну в меньшем размере. Просил взыскать указанную сумму. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано. Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, судья сослался на увеличение мер социальных гарантий в 2006 году по сравнению с установленным решением мирового судьи объёмом социальных гарантий за 2004 год. Однако, с данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям. В силу ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39 Конституции). Согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. По правилам п. 2 ст. 153 вышеназванного закона от 22.08.2004 при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставленных отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года. Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки детей. находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления. Вышеперечисленные положения закона свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. Это согласуется с конституционным принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 85-0. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению № 1,2,3. Указанные нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. В соответствии с п. 3 вышеназванного постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ. Министерством социальной защиты населения РФ Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно п. 1 данного Положения органы опеки и попечительства выплачивают опекуну (попечителю) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона. В 2004 году размер пособия на опекаемого ребенка определялся исходя из нормативов, закрепленных в Постановлении Правительства: РФ № 409 по фактическим ценам региона. Отказывая прокурору в удовлетворении исковых требований, мировой судья установил, что в 2004 году объем социальных гарантий на девочку дошкольного возраста составил 31 446, 14 руб. Однако, в нарушение ст. 195, ст. 196, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, судом в решении не приведен расчет норм питания и норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем. Размер пособия на девочку дошкольного возраста в 2004 году составлял 27 459, 64 руб. на питание, 9 842, 22 руб. на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвенатрем, что подтверждается расчетом, произведенным на основании Постановления Правительства РФ № 409 и средним ценам на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению на 2004 г. Согласно постановления Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни, а также увеличение суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 % расчетной стоимости содержания. Таким образом, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка составит: 27 459, 64 : 366х162х10%=1215,42 руб. Итого: 27459,64 руб.+1215,42 руб.+9842,22 руб.=38 517,28 руб. Увеличение суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 % расчетной стоимости составит: 38 517, 28 руб. х 4% = 1 540, 69 руб. Итого: 38 517, 28 руб. + 1 540, 69 руб. = 40 057, 97 руб. Таким образом, разница между уровнем социальных гарантий 2004 г. (2005 г.) и 2006 г. составляет 374 руб. (40 057, 97 руб. - 39684 руб.), а ежемесячно - 31, 15 руб. В связи с изложенным суд частично удовлетворяет апелляционное представление прокурора Железнодорожного района и отменяет решение мирового судьи, удовлетворяя требования истца частично и взыскивает в пользу Грибановской Р.А. с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет средств краевого бюджета 374 рубля невыплаченных средств на содержание опекаемого ребенка Грибановской К.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. ст. 194-198, 327-329 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить частично. Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Грибановской К.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой отменить. Принять по делу новое решение, которым требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить частично. Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Грибановской Р.А. невыплаченные средства на содержание опекаемого ребенка Грибановской К.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 374 рубля за счет средств краевого бюджета. Решение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора. Председательствующий Л.И.Григорьева