№ 11-284/10 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 01 ноября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Григорьевой Л.И. при секретаре Первухиной А.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района в интересах Лариной Т.И. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района в интересах Лариной Т.И. с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании невыплаченных средств на обеспечение несовершеннолетнего за период с 01.01.06г. по 31.12.06г. в размере 11883 рубля 65 коп. за счет средств бюджета Алтайского края. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика взыскана в пользу Лариной Т.И. недополученная сумма пособия за период с 01.01.06г. по 31.12.06г. в размере 1540 руб. 53 коп. за счет средств бюджета Алтайского края. КФНКП, не согласившись с данным решением мирового судьи, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда о том, что размер опекунского пособия, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2006 году В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004 г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ. Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 либо в 2006 году. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Истец, представитель КФНКП администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебное заседание представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В ст. 30 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года 130 - ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ Мельникова М.Ф. назначена опекуном над несовершеннолетней Лариной Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. В ходе рассмотрения дела установлено что объем социальных гарантий за 2004г. на девочку школьного возраста составлял 41224 руб. 53 коп. в год, а выплачено фактически за 2006 год 39684 руб. Законом Алтайского края от 24.12.2005г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Учитывая данные положения закона, и то, что в 2004 году объем гарантий составил 41224 руб. 53 коп., суд приходит к выводу, что подлежащий выплате на содержание Лариной Т.И. объем социальных гарантий в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Как следует из справки комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 2006 г. опекуном Сергеевым Мельниковойц М.Ф. было получено пособие в размере 39684 рублей. Поскольку Федеральным законом №122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособия на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением существовавшим на 31.12.04г., суд полагает, что размер пособия, выплачиваемого опекунам и попечителям в 2006г. подлежит сравнению с нормативами питания, одежды и т.д. и фактическими ценами регионов за 2004г. Учитывая изложенное, мировой судья правомерно делает вывод, что, на опекаемую Ларину Т.И. за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. должно быть выплачено не меньше 41224 руб. 53 коп., фактически было выплачено - 39684 руб., то есть недоплата составила 1540 руб. 53 коп. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за период с 01.01.06. по 31.12.06г. составляет: 1540 руб. 53 коп. Таким образом, доводы апелляционной жалобы необоснованны, не подлежат удовлетворению. Учитывая изложенное, решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Лариной Т.И. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Председательствующий Л.И. Григорьева