апелляционное определение о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой



№ 11-278/10

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 ноября 2010 года                                                                                                               г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего                                  Бирюковой М.М.

при секретаре                                                    Зинец Н.А.

с участием прокурора                                      Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района в интересах Сорокина М.В. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

У С Т А Н О В И Л:

      К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района в интересах Сорокина М.В. с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании невыплаченных средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 20 583,36 руб..

      Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворены в части. С ответчика взыскана в пользу Сорокина М.В. недополученная сумма опекунского пособия за ДД.ММ.ГГГГ год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 12874,18 руб. за счет средств бюджета Алтайского края.

      Не согласившись с данным решением Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

        Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу.

       В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.

        В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

          Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством.

        Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

        В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов. Таким образом, комитет считает, что выполнил свои обязательства в полном объеме.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2005г.

В судебное заседание представители Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Сорокин М.В. не явились, о времени и месте извещены надлежаще.

Прокурор возражал против удовлетворения жалобы.

Суд, с учетом мнения прокурора, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

           Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

        Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением администрации Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена опекуном над несовершеннолетним Сорокиным М.В., и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

      В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая данные положения закона, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004г. на мальчика школьного возраста, составлял 40 954,18 руб., мировой судья обоснованно пришел к выводу, что подлежащей выплате на содержание Сорокина М.В. объем социальных гарантий в ДД.ММ.ГГГГ году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Как следует из справки комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за ДД.ММ.ГГГГ года опекуном было получено пособие в размере 28080 руб.

Следовательно, с учетом фактически выплаченной суммы, недоплата за ДД.ММ.ГГГГ год составила в размере 12874,18 руб. (40 954,18 руб.- 28080 руб.), данная сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и подлежит взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Сорокина М.В.. Таким образом, в этой части доводы апелляционной жалобы необоснованны, не подлежат удовлетворению.

      Учитывая изложенное, решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

        Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района в интересах Сорокина М.В. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.       

       

Судья                                                        М.М. Бирюкова