№ 11-337/10 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 24 ноября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Полуяновой Е.А. при секретаре Ивановой Ю.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 02.09.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района в интересах Дитятева И.И. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района в интересах Дитятева И.И. с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании невыплаченных средств на обеспечение несовершеннолетнего за 2006г. в размере 3774,24 рубля за счет средств краевого бюджета. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.09.2010г. с ответчика взыскана в пользу Дитятевой Л.Б. на содержание опекаемой недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 168 руб. 16 коп. Не согласившись с данным решением Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае». Статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2006г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящему делу. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в размере 39684 руб. в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов. Таким образом, комитет считает, что выполнил свои обязательства в полном объеме. Судом неверно установлен факт получения в 2004году пособия в большем размере, чем в 2006г. Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебном заседании просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Прокурор возражал против удовлетворения жалобы. В судебное заседание заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2006г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год или 3307 руб. в месяц. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г. В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением главы администрации Октябрьского района №2551 от 19.08.2002г. Дитятева Л.Б. назначена опекуном над несовершеннолетним Дитятевым И.И. 2003г.р., ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. В ходе рассмотрения дела установлено что объем социальных гарантий за 2004г. на мальчика школьного возраста составлял 39852 руб. 16 коп. в год, а выплачено фактически за 2006 год 39684 руб. Статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2006г. №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Учитывая данные положения закона, и то, т.к. в 2004 году исходя из фактических цен Алтайского края, определенных по данным Алтайкрайстата, объем гарантий составил 39852 руб. 16 коп., суд приходит к выводу, что подлежащей выплате на содержание Дитятева И.И. объем социальных гарантий в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Фактически истцу выплачено за 2006г. опекунское пособие в сумме 39684 руб., то есть недоплата составила 168 руб. 16 коп. (39852 руб. 16 коп.-39684), данная сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), и подлежит взысканию с Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в пользу опекуна. Таким образом, доводы апелляционной жалобы необоснованны, не подлежат удовлетворению. Учитывая изложенное, решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 02.09.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района в интересах Дитятева И.И. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья Е.А. Полуянова