Апелляционное определение опекунское пособие



                                                                                         Дело № 11- 279/2010

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2010 года

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бусиной Н.В.        

при секретаре                                Бусаргиной О.А.        

с участием прокурора                  Текутьевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 августа 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Кондратьевой Р.Н. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

у с т а н о в и л:

Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах несовершеннолетней Кондратьевой Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученных средств по опекунскому пособию за период с 01 января 2006 года по 31 октября 2006 года в размере 3 353 руб. 23 коп.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что расчет опекунского пособия должен производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. По мнению истца, расчет суммы денежного пособия следовало производить в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства и нормами, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 10 ноября 2005 года № 661 «О реализации Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», исходя из фактических цен региона. Однако данный порядок не соблюдался. Общая сумма недополученного денежного пособия на содержание подопечного составила 3 353 руб. 23 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 августа 2010 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Барнаула удовлетворены частично. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Кондратьевой Р.Н. взыскана недополученная сумма пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 283 руб. 77 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

В апелляционной жалобе представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от 02 августа 2010 года и вынести новое решение, отказав прокурору Железнодорожного района г.Барнаула в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

В соответствии со ст. 30 закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году установлены в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, поэтому нельзя согласиться с выводами мирового судьи о том, что размер опекунского пособия на 2004 год установлен решением суда и в силу ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела. Оснований для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.1992г. № 409, в 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, следовательно Алтайский край, при установлении опекунского пособия на 2006 год не нарушил прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с приложением 18 к Закону Алтайского края от 10.07.2007г. № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Текутьева Я.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела,суд приходит кследующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ. (вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) № 122-ФЗ, ( вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Так, согласно решения мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 августа 2010 года      Кондратьева Р.Н., находясь под опекой Кауровой Т.С., должна была получать в 2004 году 41 224 руб. 53 коп. в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае.

За 10 месяцев 2006 года опекун Каурова Т.С. фактически получила на опекаемого ребенка сумму 33 070 руб., вместо положенных 34 353 руб. 77 коп., то есть на 1 283 руб. 77 коп. меньше. Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Кондратьевой Р.Н.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд       

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02 августа 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Кондратьевой Р.Н. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2006 год оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.      

Судья: