№ 11-161/2010г. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ 28 июня 2010 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Прилипченко Г.А. при секретаре Кремер Е.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 05 апреля 2010 года по делу по иску Прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Москвина И. В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Москвина И.В. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в котором просил взыскать с ответчика в пользу Москвина И.В. невыплаченные целевые средства по опекунскому пособию за 2005 год в размере 20 583 руб. 36 коп. за счет средств краевого бюджета. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 05 апреля 2010г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворены в части, с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес> взыскана в пользу Москвитина И.В. недополученная сумма пособия за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. в размере 1269 руб. 87 коп. за счет средств бюджета Алтайского края. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, не согласившись с данным решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 05.04.2010г., просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и вынести новое решение, отказав прокурору Железнодорожного района г. Барнаула в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 05.04.2010г. частично удовлетворены исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2005 год. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользуМосквитина И.В. взыскано 12 873,87 руб. Ссылаются на неправильное применение мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула норм материального права. Ответчик считает, что нельзя согласиться с выводом суда о том, что размер опекунского пособия на 2004 год установлен решением мирового судьи и в силу статьи 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору, как это указано в решении суда по настоящее делу. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004 г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ. Кроме того, решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района о взыскании недополученного опекунского пособия за 2004 год, на которое ссылается суд при определении размера пособия, фактически полученного опекуном в 2004 году, было вынесено 10.11.2006г., следовательно, недополученное пособие на основании указанного решения было получено опекуном после 31.12 2004 г. Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 году. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Прокурор Текутьева Я.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в связи с ее необоснованностью. Истец Москвин И.В., представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В судебное заседание представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ. Текерлек М.П. назначена опекуном над несовершеннолетним Москвиным И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В ст. 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 года 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. В ходе рассмотрения дела установлено, что решением мирового судьи судебного участка № 1 Асеевой О.Б. 10 ноября 2006 года с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Текерлек М.П. взыскана сумма недополученного опекунского пособия на опекаемого Москвина И.В. за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. включительно в размере 12 873 руб. 87 коп. При этом мировой судья в решении установил, что размер пособия в 2004 году должен составлять в год 40 953 руб. 87 коп., а фактически за 2004 год опекуну выплачено 28 080 руб. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц. Заслуживает довод ответчика о том, что мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула неправильно применены нормы материального права при вынесении решения от 05.04.2010г. Суд приходит к выводу, что мировым судьей необоснованно применен Закон Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год», так как прокурор Железнодорожного района г. Барнаула просил в исковом заявлении взыскать невыплаченные целевые средства по опекунскому пособию за 2005 год, отсюда следует, что мировой судья должен был руководствоваться Законом Алтайского края от 28.12.2004г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год». Вместе с тем, мировым судьей вынесено решение, согласно которому с ответчика в пользу опекаемого взыскано недополученная сумма пособия за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г., таким образом, мировой судья вышла за пределы заявленных исковых требований, поскольку прокурором Железнодорожного района г. Барнаула не заявлялось требований о взыскании пособия за 2006 год. Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда являются: в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. В силу ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. Суд вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. Приведенная норма процессуального закона предусматривает возможность апелляционной инстанции устранить допущенные мировым судьей нарушения в полном объеме, в том числе произвести расчет взыскиваемой суммы, проверить его обоснованность. Поскольку в решении мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула неверно произведен расчет взысканного опекунского пособия за 2005 год, то суд, отменяя решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 05 апреля 2010 года, производит расчет следующим образом. Решением мирового судьи от 10.11.2006г. установлен объем социальных гарантий на 2004г. в размере 40 953 руб. 87 коп., то подлежащей выплате Москвину И.В. объем социальных гарантий в 2005 году из средств бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Суд считает, что, с учетом выше приведенных положений закона, на опекаемого Москвина И.В. в 2005 году должно быть выплачено не меньше 40 953 руб. 87 коп., фактически выплачено 28 080 руб. 00 коп., то есть недоплата составила 12 873 руб. 87 коп. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу опекуна в 2005 году составляет: 12873 руб. 87 коп. (40 953 руб. 87 коп. - 28080 руб.). Данную сумму указал и сам Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в своей апелляционной жалобе. От уплаты государственной пошлины Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края удовлетворить частично. Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 05 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Москвитина И. В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия отменить, вынести новое решения, по которому: Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Москвина И. В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании невыплаченных средств по опекунскому пособию удовлетворить в части. Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Москвина И. В. недополученную сумму пособия за 2005 год в размере 12 873 руб. 87 коп. за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части прокурору Железнодорожного района г. Барнаула отказать. Решение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья: Г.А. Прилипченко