Апелляционное определение опекунское пособие



                                                                                         Дело № 11- 98/2010

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2010 года

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бусиной Н.В.        

при секретаре                                Бусаргиной О.А.

с участием прокурора                  Текутьевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 12 февраля 2010 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Горец М.Г. к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах несовершеннолетней Горец М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученных средств по опекунскому пособию за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 в размере 20 920 руб. 20 коп.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что расчет опекунского пособия должен производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. По мнению истца, расчет суммы денежного пособия следовало производить в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства и нормами, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 10 ноября 2005 года № 661 «О реализации Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», исходя из фактических цен региона. Однако данный порядок не соблюдался. Общая сумма недополученного денежного пособия на содержание подопечного составила 20 920 руб. 20 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 ноября 2009 года исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула удовлетворены частично. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Горец М.Г. взыскана недополученная сумма пособия за 2005 год в размере 13 249 руб. 44 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

В доход государства с ответчика взыскана госпошлина в сумме 200 руб.

В апелляционной жалобе представитель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от 12 февраля 2010 года и вынести новое решение, отказав прокурору Октябрьского района г.Барнаула в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

        В соответствии со ст. 27 Алтайского края от 28.12.2004г. № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году установлены в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год. Оснований для неприменения указанного закона Алтайского края отсутствуют.

        В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Кроме того, решение мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района о взыскании недополученного опекунского пособия за 2004 год, на которое ссылается мировой судья при определении размера пособия за 2004 год, было вынесено 07 марта 2006 года, следовательно, недополученное пособие на основании указанного решения было получено опекуном после 31 декабря 2004 года.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов. Таким образом, комитет считает, что выполнил свои обязательства в полном объеме.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Текутьева Я.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке, ответчик просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела,суд приходит кследующему.

        Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

         Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ установлены минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

       Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве постоянно в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

          В соответствии с указанными нормами Федерального законодательства, постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992г. № 409 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям 1, 2,3.

      Данные нормативные положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

         Согласно статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

      Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетных средствах субъектов РФ (п. 1 ст. 38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

        Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2004г.» установлено, что средства на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрены в объеме бюджетных районов и городов. Расходы на выплату таких пособий учитываются в объемах дотаций бюджетам районов и городов края, предоставляемых из краевого фонда финансовой поддержи муниципальных образований, а также при определении нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты.

         Исходя из п. 1 «Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999г., органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Так, согласно решения мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г.Барнаула от 07 марта 2006 года      Горец М.Г., находясь под опекой Горец В.А., должна была получать в 2004 году 41 329 руб. 44 коп. в соответствии с нормами питания и средними ценами в Алтайском крае.

В 2005 году Горец М.Г. фактически получила сумму 28 080 руб., то есть на 13 249 руб. 44 коп. меньше. Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Горец М.Г.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд       

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 12 февраля 2010 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах Горец М.Г. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.      

Судья: