апелляционное решение о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой



Мировой судья Пенигина Ю.Н.                                               Дело № 11- 339/2010

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

03 декабря 2010 года                                                                                    г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бирюковой М.М.        

при секретаре                                 Зинец Н.А.        

с участием прокурора                   Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 сентября 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах ФИО9 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

у с т а н о в и л:

Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученных средств по опекунскому пособию за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1404 руб. 14 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 02 сентября 2010 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Барнаула удовлетворены частично. С Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу опекуна - Трофимкиной Т.М. взыскана недополученная сумма пособия на опекаемую ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 373,97 руб.

В апелляционной жалобе представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от 02 сентября 2010 года и вынести новое решение, отказав прокурору Железнодорожного района г.Барнаула в удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае».

В соответствии со ст. 30 закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году установлены в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.

       В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

       Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

        В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

          Ввиду того, что на 31.12.2004 г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

         Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемых детей в большем размере, чем было выплачено в 2005 либо в 2006 году.

       Таким образом, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.      

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Текутьева Я.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.

        В судебное заседание Трофимкина Т.М., представитель КФНКП администрации Алтайского края, представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

        Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

       В ст. 30 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года 130 - ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е. до 01 января 2005г.

        В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

        Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

        В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Трофимкина Т.М. назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

Поскольку Федеральным законом №122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособия на опекаемых детей и детей, находящихся на попечительстве, по сравнению с положением, существовавшим на 31.12.04г., мировой судья обоснованно пришел к выводу, что размер пособия, выплачиваемого опекунам и попечителям в 2006г. подлежит сравнению с нормативами питания, одежды и т.д. и фактическими ценами регионов за 2004г.

Вместе с тем, сумма недополученного опекунского пособия на содержание ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула рассчитана неверно.

В ходе рассмотрения дела установлено что объем социальных гарантий за 2004г. на девочку дошкольного возраста составлял 40 057 руб. 97 коп. в год, а выплачено фактически за 2006 год - 39 834,97 руб., что подтверждается справкой Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула.

Исходя из изложенного, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за ДД.ММ.ГГГГ составляет 223 руб. (40 057,97 руб. - 39 834,97 руб.)

На основании вышеизложенного, решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула подлежит изменению в части взыскания с ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Трофимкиной Т.М. на содержание ФИО2 недополученного опекунского пособия за ДД.ММ.ГГГГ в размере 223 руб. за счет средств бюджета Алтайского края.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.327- 330 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края удовлетворить частично.

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах ФИО2 к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, изменить в части размера недополученного опекунского пособия.

Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Трофимкиной Т.М. на содержание ФИО2 недополученное опекунское пособие за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 223 рубля за счет средств бюджета Алтайского края.

В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья:                                                                                                   М.М. Бирюкова