Дело №11-235\10 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 октября 2010 г. г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего Яковченко О.А. При секретаре Чуркиной Ю.С. С участием прокурора Текутьевой Я.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 30.04.2010 г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Деревянкиной А. С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученного опекунского пособия за 2006 год, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Деревянкиной А.С., находящейся под опекой Соболевой В.К., к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании в пользу Соболевой В.К. суммы недополученного опекунского пособия за 2006 год в размере 1 088 руб. 52 коп. за счет средств краевого бюджета. В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходным обязательством субъектов РФ. Законом Алтайского края от 24.12.2005 г. № 130-ЗС установлен размер опекунского пособия на одного ребенка - 39 684 руб. в год или 3 307 руб. в месяц. Вместе с тем, установленный размер пособия не может быть ниже размера и условий таких выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 размер опекунского пособия складывается из нормативов и цен региона на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно размер опекунского пособия в 2006 г. не может быть меньше размера, установлено в 2005 г., который составил на девочку дошкольного возраста 37 057 руб. 85 коп. в год, т.к. произошло увеличение цен и на денежные средства, достаточные для покупки необходимым товаров в 2005 г. приобрести такой же набор в 2006 г. невозможно. Кроме того, предусмотрено увеличение расходов на питание на 10% в летнее время, в выходные, праздничные и каникулярные дни. Таким образом, в месяц опекунское пособие должно составлять 3 235 руб. 59 коп. Кроме того, предусмотрены расходы на культурно-массовую работу в размере ;% от расчетной стоимости содержания ребенка. Поскольку опекуном Деревянкиной А.С. Соболева В.К. назначена с 13.03.2006 г. фактически сумма пособия ей должна составлять 30 999 руб. 08 коп + 775 руб. (культурно-массовая работа) + 1 104 руб. 36 коп. (увеличенные расходы в каникулярные, выходные и праздничные дни) = 32 878 руб. 39 коп. Фактически опекуну выплачено 31 789 руб. 87 коп. Недоплата составила 1 088 руб. 52 коп. Функции по выплате денежных средств по требованиям исполнительных документов возложены на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации АК. В бюджете для этих целей предусмотрены субвенции. На основании изложенного, прокурор просит взыскать с ответчика 1 088 руб. 52 коп. - невыплаченные средства на содержание подопечного в пользу опекуна Соболевой В.К. за счет средств краевого бюджета. 30.04.2010 г. мировым судьей судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула было вынесено решение, которым в иске отказано. Мировой судья указывает, что ФЗ № 122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с положением, существовавшим на 31.12.2004 г., соответственно сравнивать необходимо не с сумами, полученными опекуном в 2005 г. (как это делает прокурор), а с суммами, выплачиваемыми опекунам в 2004 г. В данном случае, сумма, выплаченная Соболевой В.К. гораздо меньше, чем сумма за аналогичный период, которая была бы выплачена опекуну девочки дошкольного возраста в 2004 г., а именно 25 190 руб. 71 коп. Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула, не согласившись с данным решением мирового судьи, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционного представления прокурор указывает, что согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. З от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005г.) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ. В соответствии со ст. 5 ФЗ « О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. По мнению прокурора, федеральным законом установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальных поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления. Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 1,2,3. Согласно п.1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. органы опеки и попечительства выплачивают опекуну (попечителю) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам региона. Даже если сравнивать размер пособия, выплачиваемый в 2004 г. с учетом правил расчета, т.е. с учетом средств на культурно-массовую работу, а также увеличение на 10% в праздничные, каникулярные дни и дни летнего отдыха, все равно размер пособия в 2006 г. снизился по сравнению с размером пособия в 2004 г. на 374 руб. В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. настаивала на доводах, изложенных в апелляционном представлении, просила решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 30.04.2010г. отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявленные прокурором требования. Законный представитель несовершеннолетней опекаемой Деревянкиной А.С. - Соболева В.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена в установленном законом порядке. Заявлений о невозможности рассмотрения жалобы в её отсутствие в суд не поступало. Представитель ответчика, Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна. Представители третьих лиц - Комитета администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна. Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционного представления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ установлены минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве постоянно в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). В соответствии с указанными нормами Федерального законодательства, постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992г. № 409 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям 1, 2,3. Данные нормативные положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан. Согласно статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников. Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетных средствах субъектов РФ (п. 1 ст. 38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Исходя из п. 1 «Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999г., органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Денежные средства на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на девочку дошкольного возраста составляют в 2004 году 9 842 руб. 22 коп. в год на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем и на питание 27 459 руб. 64 коп. - в год. Кроме того, увеличение фактически сложившейся нормы расходов на питание на 10% в день составит: 27 459 руб. 64 коп. : 366 х 162 х 10% = 1215 руб. 42 коп., где 162 - количество выходных, праздничных, каникулярных дней 27 259 руб. 64 коп. + 1215 руб. 42 коп. = 38 517 руб. 28 коп. х 4% = 1 540 руб. 69 коп. (доплата на культурно-массовую работу). Итого 40 057 руб. 97 коп. Как следует из справки, выданной комитетом по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаулу, фактически опекуну за 9 мес. 19 дн. 2006 г. выплачено 31 789 руб. 87 коп., т.е за год опекун получил бы 39 684 руб., что меньше пособия, выплачиваемого в 2004 г. Исходя из размера пособия в 2004 г. опекун недополучил ежемесячно 31 руб. 16 коп. (3338 руб. 16 коп - 3307 руб.), что за 9 месяцев составило 280 руб. 44 коп., а за 18 дней марта 2006 г. разница составила 18 руб. 7 коп., итого 299 руб. 14 коп. Суд апелляционной инстанции полагает, что мировой судья необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку прокурором были сформулированы требования о взыскании недополученной суммы опекунского пособия. Установив, что истцом неверно установлен период, с которым необходимо сравнивать фактически выплаченные суммы, мировой судья должен был самостоятельно произвести расчет и установить сумму недополученного пособия. На основании ст. 362 ГПК РФ суд удовлетворяет представление прокурора и отменяет решение мирового судьи. На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб. Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, РЕШИЛ: Представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить, отменить решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010 г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Деревянкиной А. С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученного опекунского пособия за 2006 год. Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Соболевой С. К. недополученное опекунское пособие на содержание несовершеннолетней Деревянкиной А. С. в размере 299 руб. 14 коп., а также госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб. Апелляционное решение вступает в законную силу с момента вынесения. Судья О.А. Яковченко