№ 11-105/10 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 26 мая 2010 года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи О.А.Яковченко, при секретаре Ю.С.Чуркиной, с участием прокурора Я.В.Текутьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.02.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Горец М. Г. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Горец М.Г. с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 9966,56 руб., исходя из расчета фактических цен за 2006 год. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.02.2010г. иск удовлетворен частично, с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Горец М.Г. взыскана недополученная сумма пособия за 2006 год в размере 1 645,44 руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части иска отказано. Взыскана с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 руб. Не согласившись с данным решением Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. Норма указанного закона, устанавливающего размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. До настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом по каждому индивидуальному спору. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в часта. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Размер опекунского пособия на 31.12.2004 был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил в среднем 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей. В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, что подтверждается статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год». Следовательно, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» в 2006 году исполнен в размере 100 процентов. Кроме того, решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула о взыскании недополученного опекунского пособия за 2004 год, на которое ссылается суд при определении размера пособия за 2006 год, было вынесено 07.03.2006г., следовательно, недополученное пособие на основании указанного решения было получено опекуном после 31.12.2004, то есть судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2006 году. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Кроме того, решением мирового судьи с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края также взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей. Федеральным законом от 27.12.2009г. № 374-ФЗ « О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции, согласно которой от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Указанный закон вступил в законную силу 29.01.2010 года. Вышеизложенное свидетельствует о том, что взыскание государственной пошлины с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края после 29.01.2010 года противоречит нормам действующего законодательства. Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Прокурор в судебном заседании просила решение мирового судьи судебного участка № Железнодорожного района г. Барнаула от 12.02.2010г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебное заседание Горец М.Г., Горец В.А., представители третьих лиц - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по образованию администрации Октябрьского района не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Горец В.А. постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ назначена опекуном над несовершеннолетним Горец М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка. Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Барнаула от 07.03.2006 года с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Горец В.А. взыскана сумма недополученного опекунского пособия на опекаемую Горец М.Г. в размере 13249,44 руб. за 2004 год. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу, обязательны для суда. Мировой судья в решении от 07.03.2006 года установил, что размер пособия в 2004 году должен составлять в год 41329,44 руб., а фактически за 2004 год опекуну выплачено 28 080 руб. Поскольку решением мирового судьи судебного участка № 3 г. Барнаула от 07.03.2006 г. установлен объем социальных гарантий на 2004 год в размере 41329,44 руб., то подлежащей выплате Горец В.А.. на содержание Горец М.Г. объем социальных гарантий в 2006 году из средств бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Учитывая изложенное, мировой судья правомерно делает вывод, что, на опекаемого Горец М.Г. в 2006 году должно быть выплачено не меньше 41329,44 руб. за год, фактически было выплачено - 39684 руб., то есть недоплата составила 1 645,44 руб. Следовательно, сумма пособия на обеспечение ребенка, находящегося под опекой (попечительством), подлежащая взысканию с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в 2006 году составляет: 1645,44 руб. При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчик в своих возражениях ссылается на те же самые нормы права, что и истец и суд в своем решении, однако толкует их в ином, выгодном ответчику и, ущемляющем права истца, смысле, не соответствующем действительному, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы КФНКП. При этом суд принимает во внимание довод КФНКП о том, что взыскание государственной пошлины с КФНКП после 29.01.2010г. противоречит нормам действующего законодательства. Согласно ч. 1ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. № 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, КФНКП в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, следовательно, в данной части решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула подлежит уточнению. При таких обстоятельствах решение мирового судьи следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оставить без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 12.02.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Горец М. Г. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи от 12.02.2010 года с указанием на то, что Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края от уплаты государственной пошлины освободить в силу действующего законодательства. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья О.А.Яковченко