№ 11-349/10 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е Р Е Ш Е Н И Е 08 декабря 2010 года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи О.Н.Тарасовой при секретаре А.А.Мокрушиной с участием прокурора Я.В.Текутьевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ушаковой С.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ушаковой С.А. с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой в размере 2840,20 руб., исходя из расчета фактических цен за 2005 год. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010г. иск удовлетворен частично, с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Овчеренко Н.Н. взыскана недополученная сумма пособия за три месяца и 23 дня 2005 года (08.09.2005г. по 31.12.2005г.) в размере 1056,58 руб. за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части иска отказано. Не согласившись с данным решением Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края подал апелляционную жалобу, в которой ответчик просит отменить решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывается, что вывод суда неправомерен. В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28080 руб. Норма указанного закона, устанавливающего размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. До настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемой каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан, его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в часта. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Размер опекунского пособия на 31.12.2004 был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составил в среднем 28 080 руб. на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005г. не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу ФЗ № 122-ФЗ. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов. Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем расчет размера опекунского пособия за 2004г., произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004г. опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2005г. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула также не согласился с принятым решением и подал апелляционное представление с просьбой изменить его в части взыскиваемой суммы. В обоснование протеста указывалось, что, судья, установил, что в 2004г. объем социальных гарантий на девочку дошкольного возраста составил 31 446,14 руб., однако судом не приведен расчет норм питания и норм обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем за 2004г. Прокурором в апелляционном представлении представлен расчет разницы между уровнем социальных гарантий в 2004г. и 2005г. с учетом постановления Правительства № 409 от 20.06.1992г. « О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на основании данного расчета была рассчитана сумма недополученного опекунского пособия за 2005г. составляет 3 759 руб. 74 коп. Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Прокурор в судебном заседании поддержала апелляционное представление по доводам, изложенным в нем. Опекун- Овчеренко Н.Н. и несовершеннолетняя Ушакова С.А., представители третьих лиц - Управление по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по образованию администрации <адрес> не явились, извещены надлежащим образом, уведомления в деле, в связи с чем, суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Овчеренко Н.Н. постановлением администрации Октябрьского района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ назначена опекуном над несовершеннолетней Ушаковой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей с ДД.ММ.ГГГГ назначено пособие на содержание опекаемого ребенка (л.д.10). Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28080 руб. на одного ребенка в год или 2340 руб. в месяц. Как следует из справки комитета по образованию администрации Октябрьского района г.Барнаула за 3 месяца 24 дня 2005 года (с 08.09.2005г. по 31.12.2005г.) опекуном было получено пособие в размере 8 814 руб.(л.д.13). Поскольку опекуну Овчеренко Н.Н. пособие на опекаемую Ушакову Софью Александровну, 12.01.2005 года рождения было назначено только с 08.09.2005г., то при определении размера недополученного опекунского пособия за 2005г., его размер не подлежит сравнению с нормами питания, одежды и т.д. и фактическим ценами регионов за 2004г. В связи с тем, что в 2004г. Овчеренко Н.Н. права на данное пособие не имела. Постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992 № 409 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.1992 № 483, от 17.07.1996 № 829, от 30.03.1989 № 366, от 21.12.200 № 999, от 14.05.2001 № 374) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. 12.10.2005 принят закон АК № 72 «О порядке и размере выплаты опекунам ( попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 72 которого размер денежных средств на содержание подопечных ежегодно устанавливается законом Алтайского края о краевом бюджете исходя из утвержденных администрацией Алтайского края натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря фактическим ценам, сложившимся в Алтайском крае. Указанные нормы утверждены постановление главы администрации Алтайского края от 10.11. 2005 № 661 «О реализации закона Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае». Мировым судьей правильно сделан вывод, что размер выплачиваемого Комитетом по образованию Октябрьского района г.Барнаула пособия, выплаченного Овчеренко Н.Н., определен без учета установленных Постановлением Правительства и Постановлением администрации Алтайского края норм, в результате чего денежные средства опекунам в 2005 году выплачивались не в полном объеме. Необходимо также учитывать, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановлением администрации Алтайского края от 10. 11.2005 № 661 предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний оздоровительный период (90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни. Размер пособия, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства № 409, а также постановлением администрации края № 661 должен составлять ежемесячно в 2005 году - 3 088 руб. на девочку дошкольного возраста (2 383, 16 руб. - на питание с учетом праздничных дней; 704, 90 руб.- на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем). Данный размер пособия определен на основании сведений краевого комитета государственной статистики о средних потребительских ценах по Алтайскому краю за 2005 год и соответствует действительным расходам на обеспечение ребенка (л.д.14-17). Таким образом, мировым судьей неправильно подсчитан размер недополученного опекунского пособия. Исходя из среднемесячного размера пособия, размер подлежащего выплате пособия за 2005 год на ребенка составляет- 3088 руб. (среднемесячный размер пособия на девочку дошкольного возраста х 3 месяца 24 дня =11 654, 2 руб.) Овчеренко Н.Н. начислено за вышеуказанный период и выплачено пособие в размере 8814 руб. Следовательно, недоплата пособия Овчеренко Н.Н. за 2005г. составила 2840,20 руб.(11654,2 -8 814). При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчик в своих возражениях ссылается на те же самые нормы права, что и истец и суд в своем решении, однако толкует их в ином, выгодном ответчику и, ущемляющем права истца, смысле, не соответствующем действительному, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края. Между тем, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора Железнодорожного района г. Барнаула нашли свое подтверждение в части, в связи с чем, решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010 подлежит изменению в части взыскания с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Овчеренко Н.Н. недополученной суммы опекунского пособия на опекаемого Ушакову Софию Александровну за период с 08.09.2005 года по 31.12.2005 года в размере 2840,20 рублей за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части представление прокурора Железнодорожного района г.Барнаула удовлетворению не подлежит, а новый расчет прокурора не может быть принят во внимание, поскольку при рассмотрении дел в апелляционном порядке у сторон отсутствует ряд прав (право на изменение предмета и основания иска, на увеличение исковых требований). В апелляционном представлении прокурор приводит расчет задолженности, превышающий ранее заявленную цену иска. При рассмотрении дела у мирового судьи прокурор исковые требования не уточнял. Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.04.2010г. по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Ушаковой С.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой изменить в части взысканной суммы, удовлетворить частично апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г.Барнаула, в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края отказать. Взыскать с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Овчеренко Надежды Николаевны недополученную сумму опекунского пособия на опекаемого Ушакову С.А. за период с 08.09.2005 года по 31.12.2005 года в размере 2840,20 рублей за счет средств бюджета Алтайского края. В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения. Апелляционное решение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья О.Н.Тарасова