апелляционное определение о взыскании опекунских пособий



                                            Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                         г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Саввиной И.А.,

при секретаре                                Межаковой А.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Коцюба А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02 августа 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Лобановой Н.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

УСТАНОВИЛ:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Лобановой Н.А. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП администрации Алтайского края в пользу Лобанова В.П. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемую Лобанову Н.А. за 2005 г. ( с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г.) в размере 13 147 руб. 91 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

КФНКП администрации Алтайского края с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзаце 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ.

С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об       общих       принципах       организации      законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004 г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составлял в среднем 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей.

Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72 -ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 г. № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов.

Кроме того, решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула о взыскании недополученного опекунского пособия за 2004 год, на которое мировой судья ссылается при определении пособия за 2004 год, было вынесено в марте 2006 г., следовательно, недополученное пособие на основании указанного решения было получено опекуном после 31.12.2004 г.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

Лобанов В.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Третьи лица - Комитет по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

          ПрокурорКоцюба А.К. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения.

         Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

         Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Законом Алтайского края от 28.12.2004 года № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц.

В судебном заседании также установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Лобанов В.П.. назначен опекуном над несовершеннолетней Лобановой Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения. Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие на содержание опекаемого ребенка (л.д.).

Согласно справке комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 2005 год ( с 01.01.2005г. по 31.12.2005г.) опекуном было получено пособие в размере 28 080 руб. (л.д. ).

Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2005 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от марта 2006 года с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Лобанова В.П. взыскана сумма недополученного опекунского пособия на опекаемую Лобанову Н.А. в размере 13 147,91 руб.за 2004 г. При этом мировой судья в решении установил, что размер пособия в 2004 г. должен составлять в год 41 227,91 руб., а фактически опекуну выплачено 28 080,00 руб.

Мировой судья в своем решении пришел к правильному выводу о том, что учитывая положения ФЗ № 122-ФЗ, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленном ранее 2004 году, составлял 41 227 руб. 91 коп., объем социальных гарантий, подлежащих выплате на содержание Лобановой Н.А. в 2005 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Согласно произведенного расчета, опекун Лобанов В.П. должен был получить за 2005 год не менее 41 227 руб. 91 коп. на содержание несовершеннолетней Лобановой Н.А., а фактически ему было выплачено опекунское пособие за 2005 год в размере 28 080 руб. 00 коп., что на 13 147 руб. 91 коп. меньше.

Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Лобанова В.П.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, а потому оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи, удовлетворении апелляционной жалобы ответчика не имеется.

                  Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Лобановой Н.А. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.       

      

Судья                                          И.А. Саввина