апелляционное определение о взыскании опекунских пособий



                                          Дело № 11-319/10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2010 года                                                                                         г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Саввиной И.А.,

при секретаре                                Межаковой А.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02 августа 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнейКоноваловой С.С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

УСТАНОВИЛ:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней КоноваловойС.С. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП администрации Алтайского края в пользу Ковбасюк С.П. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемую Коновалову С.С. за 2005 г.

( с 15.02.2005 г. по 31.12.2005 г.) в размере 2 770 руб. 66 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

КФНКП администрации Алтайского края с решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзаце 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ.

С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об       общих       принципах       организации      законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004 г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составлял в среднем 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей.

Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72 -ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае» не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 г. № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

Ковбасюк С.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Третьи лица - Комитет по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

          ПрокурорТекутьева Я.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения.

         Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

         Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

         В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Законом Алтайского края от 28.12.2004 года № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц.

В судебном заседании также установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ года Ковбасюк С.П. назначена опекуном над несовершеннолетней Коноваловой С.С., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ейназначено пособие на содержание опекаемого ребенка (л.д.

Согласно справке комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 10 месяцев и 13 дней 2005 года опекуном было получено пособие в размере 24 570,00 руб. (л.д. ).

Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2005 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Так, согласно произведенного расчета денежных средств выплат на детей, находящихся под опекой (попечительством), исходя из фактических цен Алтайского края, определенных по данным Алтайского краевого комитета государственной статистики и реализующим предприятия района, опекун должна была за 10 месяцев 13 дней 2005 г. получить не менее 27 340 руб. 66 коп. на содержание Коноваловой С.С., а ей было выплачено опекунское пособие в 2005 году (с 15.02.2005 г. по 31.12.2005 г.) в размере 24 570 руб. 00 коп., то есть на 2 770 руб. 66 коп. меньше.

Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Ковбасюк С.П. обоснованно.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, а потому оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи, удовлетворении апелляционной жалобы ответчика не имеется.

                  Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах несовершеннолетней Коноваловой С.С. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.       

      

Судья                                          И.А. Саввина