о взыскании опекунского пособия



Дело №11-249\10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2010 г.                                                                                            г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего                    Яковченко О.А.

При секретаре                                      Чуркиной Ю.С.

С участием прокурора                        Текутьевой Я.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула на решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 02.04.2010 г. по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Вольф М. В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученного опекунского пособия за 2006 год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Вольф М.В., находящейся под опекой Ларионовой Е.Л., к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании в пользу Ларионовой Е.Л. суммы недополученного опекунского пособия за 2006 год в размере 18 497 руб. 65 коп. за счет средств краевого бюджета.

         В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходным обязательством субъектов РФ. Законом Алтайского края от 24.12.2005 г. № 130-ЗС установлен размер опекунского пособия на одного ребенка - 39 684 руб. в год или 3 307 руб. в месяц. Вместе с тем, установленный размер пособия не может быть ниже размера и условий таких выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям по состоянию на 31.12.2004 г. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 размер опекунского пособия складывается из нормативов и цен региона на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно размер опекунского пособия в 2006 г. не может быть меньше размера, установлено в 2005 г., который составил на девочку школьного возраста 49 000 руб. 00 коп. в год, т.к. произошло увеличение цен и на денежные средства, достаточные для покупки необходимым товаров в 2005 г. приобрести такой же набор в 2006 г. невозможно. Кроме того, предусмотрено увеличение расходов на питание на 10% в летнее время, в выходные, праздничные и каникулярные дни. Таким образом, в месяц опекунское пособие должно составлять 3 235 руб. 59 коп. Кроме того, предусмотрены расходы на культурно-массовую работу в размере 4% от расчетной стоимости содержания ребенка. Сумма денежных средств на девочку школьного возраста с 01.01 по 31.12.2006 г. по фактическим нормам должна составлять 51 567 руб. 65 коп. Фактически опекуну выплачено 33 070 руб. 00 коп. Недоплата составила 18 497 руб. 65 коп. Функции по выплате денежных средств по требованиям исполнительных документов возложены на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации АК. В бюджете для этих целей предусмотрены субвенции. На основании изложенного, прокурор просит взыскать с ответчика невыплаченные средства на содержание подопечного в пользу опекуна Ларионовой Е.Л. за счет средств краевого бюджета.

02.04.2010 г. мировым судьей судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула было вынесено решение, которым в иске отказано. Мировой судья указывает, что ФЗ № 122-ФЗ установлено, что положения нормативных актов, принятых органами местного самоуправления и субъектов РФ не могут ухудшать положение получателей пособий на опекаемых детей и детей, оставшихся без попечения родителей по сравнению с положением, существовавшим на 31.12.2004 г., соответственно сравнивать необходимо не с сумами, полученными опекуном в 2005 г. (как это делает прокурор), а с суммами, выплачиваемыми опекунам в 2004 г. Кроме того, объем льгот на 2004 г. установлен решением суда и составляет 31 772 руб. 80 коп. В данном случае, сумма, выплаченная Ларионовой Е.Л. больше, чем сумма за аналогичный период, которая была бы выплачена опекуну в соответствии с объемом льгот установленным на 2004 г.

       Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула, не согласившись с данным решением мирового судьи, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

        В обоснование апелляционного представления прокурор указывает, что согласно ч. 5 ст. 150 СК РФ (в ред. З от 22.08.2004 № 122, вступившего в силу с 01.01.2005г.) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законом субъекта РФ.

        В соответствии со ст. 5 ФЗ « О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ № 122) предусмотренные данным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

       По мнению прокурора, федеральным законом установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов об объеме мер социальных поддержки детей, находящихся под опекой (попечительством), и условия их предоставления.

             Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 659, установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 1,2,3.

Прокурор полагает, что судом неправильно применены нормы материального права и просит отменить решение суда.

       В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. настаивала на доводах, изложенных в апелляционном представлении, просила решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района от 02.04.2010г. отменить и вынести новое решение, удовлетворив заявленные прокурором требования.

         Законный представитель несовершеннолетней опекаемой Вольф М.В. - Ларионова Е.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена в установленном законом порядке. Заявлений о невозможности рассмотрения жалобы в её отсутствие в суд не поступало.

         Представитель ответчика, Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна.

         Представители третьих лиц - Комитета администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитета по образованию администрации Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены в установленном законом порядке, причина неявки суду не известна.

         Суд, с учетом мнения прокурора, требований ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

         Выслушав пояснения прокурора, проверив доводы апелляционного представления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

         Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

          В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

          Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ установлены минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.

        Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве постоянно в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов, утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

           В соответствии с указанными нормами Федерального законодательства, постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.06.1992г. № 409 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием этих детей, согласно приложениям 1, 2,3.

       Данные нормативные положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

          Согласно статья 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

       Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетных средствах субъектов РФ (п. 1 ст. 38 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

         Исходя из п. 1 «Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденного приказом Министерства образования РФ № 199 от 19.08.1999г., органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Судом установлено, что Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула Ларионова Е.Л. назначена опекуном над несовершеннолетней Вольф М.В.

Фактически опекуну за 2006 г. выплачено 33 070 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30.09.2008 г. установлен объем льгот на 2004 г. в размере 31 772 руб. 46 коп. на девочку школьного возраста.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что вынесение решения на основании объема гарантий, установленных решением мирового судьи на 2004 г. значительно ухудшит положение опекуна по сравнению с размером пособия по фактически сложившимся нормам расходом, на основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ считает необходимым выйти за рамки заявленных требований.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая данные положения закона, объем социальных гарантий в 2005 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем сумма расходов на содержание девочки школьного возраста, установленная в 2004 г. - 41 224 руб. 53 коп.

Таким образом, недоплата составила 8 154 руб. 53 коп.(41 224, 53-33070).

На основании ст. 362 ГПК РФ суд удовлетворяет представление прокурора и отменяет решение мирового судьи.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Представление прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить, отменить решение мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного района г. Барнаула от 02.04.2010 г. по делу по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Вольф М. В. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании недополученного опекунского пособия за 2006 год.

Взыскать с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Ларионовой Е. Л. недополученное опекунское пособие на содержание несовершеннолетней Вольф М. В. в размере 8 154 руб. 53 коп., а также госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Апелляционное решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья                                                                                                                   О.А. Яковченко