Дело № 11-16/2011 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 января 2011 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Малетиной Е.В. при секретаре Первухиной А.В. с участием прокурора Текутьевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 20 октября 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Кучеренко Е.Ю. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Железнодорожного района г.Барнаула обратился к мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула с иском в интересах Кучеренко Е.Ю. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании невыплаченных целевых средств по опекунскому пособию на содержание ребенка находящегося под попечительством за 2006 год в размере 7 203 руб. 65 коп. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 17.08.1992 г. № 691/9 Кучеренко М.С. назначена опекуном над несовершеннолетней Кучеренко Е.Ю. 24.10.1989 г.р.. которая на основании постановления администрации Железнодорожного района г.Барнаула от 26.06.1995г. №1034 на содержание истца получала денежное пособие для обеспечения опекаемой питанием, одеждой, мягким инвентарем. В соответствии со ст.5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. По нормам ч.2 ст.153 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшимся отдельным категориям граждан по состоянию на 31.12.2004г. Таким образом, федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный уровень этих мер и тем самым - пределы усмотрения субъекта РФ при решении вопросов объеме мер социальной поддержки детей находящихся под опекой (попечительством), и условиях их предоставления. Вышеприведенные нормы свидетельствуют о сохранении обязанности государства по поддержанию достигнутого уровня защиты прав указанных лиц при изменении порядка предоставления мер социальной поддержки. За 2006 г. опекуну должно быть выплачено пособие на основании расчета произведенного в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края от 10.11.2005 № 661 «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» исходя из фактических цен региона. В п. 7 ст. 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» установлен размер опекунского пособия на одного ребенка - 39 684 руб. в год или 3 307 руб. в месяц. Размер опекунского пособия в 2006 году, установленный законом о краевом бюджете на соответствующий год, надлежащим образом не обеспечивал реализацию норм по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Алтайского края. В соответствии с п.1 Положения, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999, размер опекунского пособия обусловлен установленными федеральным органом исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в конкретном регионе ценами на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь. Соответственно, фактические цены на указанные товары являются элементами, непосредственно определяющими размер данного пособия. С учетом того, что фактические цены на вышеназванные товары в Алтайском крае в 2006 году увеличились по сравнению с 2004 годом, определение одинаковых сумм опекунского пособия за эти годы, по мнению прокурора, привело бы к снижению уровня социальных гарантий для несовершеннолетних опекаемых, поскольку обеспечить их указанными товарами в соответствии с нормами, установленными Законом Алтайского края от 12.10.2005 № 72-ЗС, при размере ежемесячного пособия 4 083 руб. т.е. 49 000 руб. в год, в 2006 году не представлялось возможным. Необходимо также учитывать, что постановлением Администрации Алтайского края от 10.11.2005 № 661 (ред. 22.07.209) «О реализации закона Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено увеличение фактически сложившихся норм расходов на питание на 10 % в день на каждого ребенка в летний период (90 дней), в воскресные, праздничные дни. Таким образом, согласно представленным расчетам, опекуном Кучеренко М.С. на содержание подопечной Кучеренко Е.Ю.. недополучено пособие за 2006 г. в сумме 7 203 руб. 65 коп. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г.Барнаула от 20 октября 2010 года с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу Кучеренко Е.Ю. взыскана недополученная сумма опекунского пособия за 2006 год (с 01.01.2006 г. по 31.12.2006) в размере 1 540 руб. 53 коп. за счет средств бюджета Алтайского края. В апелляционной жалобе представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит отменить решение мирового судьи от 20 октября 2010 года и вынести новое решение об отказе истцу в заявленных требованиях. Доводы апелляционной жалобы состоят в том, что федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ в абз. 2 п. 5 ст. 150 СК РФ внесены изменения и с 01.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ. С 01.01.2005г. порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае». В соответствии со ст. 30 закона Алтайского края от 24.12.2005г. № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году установлены в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год. Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичным нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке. В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции. Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 г. при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Ввиду того, что на 31.12.2004г. размер опекунского пособия был установлен постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003г. № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей. В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 руб. на одного ребенка в год, что подтверждается статьей 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год». Следовательно, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2006 год» исполнен в размере 100 процентов. Судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 г. пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 либо в 2006 г. Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме. В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Барнаула Текутьева Я.В. просила оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения. Стороны в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке. Суд, с учетом мнения помощника прокурора, требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Выслушав пояснения помощника прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 17.08.1992 г. № 691/9 Кучеренко М.С. назначена опекуном над несовершеннолетней Кучеренко Е.Ю. 24.10.1989 г.р.. которая на основании постановления администрации Железнодорожного района г.Барнаула от 26.06.1995г. №1034 на содержание истца получала денежное пособие для обеспечения опекаемой питанием, одеждой, мягким инвентарем. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, (вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) № 122-ФЗ, (вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановление РФ от 20 июня 1992 года № 409 действовало в период, когда размер пособия определялся федеральными органами государственной власти, т.е до 01 января 2005 г. В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года. Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В ст.30 Закона Алтайского края от 24 декабря 2005 года № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц. Мировой судья при рассмотрении дела, верно установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году. Так, мировой судья в своем решении пришел к правильному выводу о том, что учитывая положения ФЗ № 122-ФЗ, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленных ранее 2004 г. на девочку школьного возраста, составлял 41 224 руб. 53 коп., объем социальных гарантий, подлежащий выплате на содержание Кучеренко Е.Ю. в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. Согласно произведенного расчета опекун должна была получить за 12 месяцев 2006 г. не менее 41224 руб. 53 коп. на содержание несовершеннолетнего Кучеренко Е.Ю., а фактически ей было выплачено опекунское пособие в 2006 г. (с 01.01.2006г. по 31.12.2006г.) в размере 39684 руб. 00 коп., что на 1 540 руб. 53 коп. меньше. Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Кучеренко Е.Ю. Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, поэтому оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется. Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 20 октября 2010 года по делу по иску прокурора Железнодорожного района г.Барнаула в интересах Кучеренко Е.Ю. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения. Определение вступает в законную силу с момента его вынесения. Судья: Е.В. Малетина