о взыскании суммы



Дело № 11-331\10 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 ноября 2010 г.

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края

В составе председательствующего      Черепановой И.В

При секретаре                                         Криволуцкой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району города Барнаула на решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула,

У С Т А Н О В И Л:

Воробьева А.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула о взыскании неполученной суммы компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что является собственником квартиры <адрес>. Являясь ветераном, имеет право на компенсацию при оплате жилья и коммунальных услуг. Дом находится в управлении ОАО «УК «Свой дом», оплата за жилищно-коммунальные услуги производится истцом своевременно и в полном объеме. Однако ответчик выплату компенсации не производит, ссылаясь на тот факт, что управление домом перешло к ООО «УК «Центральная». Отказа в выплате компенсации истец считает не основанным на законе и просит взыскать с ответчика сумму недополученной компенсации в размере 2916,70 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от 17.09.2010 г. требования истца удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным решением ответчик обратился с апелляционной жалобой согласно которой полагает, что решение мирового судьи основано на не правильно установленных юридически значимых обстоятельств и неверном применении норм материального права.

В судебное заседание истец не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласен.

Представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал в полном объеме.

Суд, выслушав доводы ответчика, исследовав материалы дела приходит к следующему.

Воробьева А.В., проживающая в квартире № , расположенной в многоквартирном доме <адрес>, является ветераном, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года №5 - ФЗ «О ветеранах» дает ей право на получение компенсации при оплате жилья и коммунальных услуг.

Управлением на основании Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» Поповой предоставлялась и производилась выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2008 года как ветерану труда (электроэнергия, отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» определено, что меры социальной поддержки     по оплате жилого помещения     и     коммунальных услугпредоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении инвалидов (признанных таковыми в установленном законом порядке).

Указанным законом на граждан возложена обязанность производить оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме и в сроки, установленные частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение названного закона Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 года № 126 утверждены Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, которыми определен порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан.

Такими Правилами установлено (п.п. 14, 15, 16), что размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее -"денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры, по формуле:

Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, в своей работе Управление социальной защиты населения обязано руководствоваться вышеперечисленными нормами права и обязано назначить компенсацию расходов на оплату ЖКУ при наличии оснований, предусмотренных вышеперечисленными нормами права, а именно для назначения такой компенсации недостаточно только оплата ЖКУ и предоставление льготополучателем квитанций. Оплата должна быть произведена надлежащей организации - поставщику услуг в натуральной форме. При этом на орган социальной защиты населения возложена обязанность напрямую взаимодействовать с той организацией - поставщиком услуг, которая согласно ЖК РФ правомерна осуществлять начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а начисление и выплата компенсации льготнику могут быть осуществлены только после предоставления сведений о денежных эквивалентах организацией-поставщиком услуг, правомочной начислять и истребовать от жителей оплату ЖКУ.

Управлением социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула на основании Закона АК от 27.12.2007 г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» Воробьевой с 01.04.2008 г. назначена компенсация расходов на коммунальные услуги как ветерану труда (на отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и электроэнергию).

В период с 01.04.2008 г. выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производились в полном объеме.

01.11.2009 г. управляющей компанией дома <адрес>, где проживает Воробьева избрана ООО «УК «Центральная». При этом между ООО «УК «Центральная» и Управлением социальной защиты населения Железнодорожного района на основании вышеперечисленных норм права и во исполнение требований закона заключено соглашение о взаимодействии при использовании персональных данных отдельных категорий граждан…

Как следует из доводов ответчика договоры с ресурсоснабжающими организациями на дом по <адрес> заключены именно с ООО «УК «Центральная» с октября 2009 г., в связи с чем надлежащий поставщик услуг является именно ООО УК «Центральная».

При этом вопрос о получении ресурсоснабжающими организациями оплаты ЖКУ от Дуда мировым судьей не исследовался. Согласно квитанций об оплате Воробьева произвела оплату ЖКУ в ООО «УК «Свой дом», а вопрос о перечислении этих денежных средств от ООО «УК «Свой дом» непосредственно ресурсоснабжающим организациям также не исследовался. Указанные управляющие компании, чьи интересы затрагиваются рассмотрением спора по существу, мировым судьей в качестве третьих лиц, участвующих по делу не привлечены их доводы не исследованы, правомерность управления домом не проверена. Договоры на дом по <адрес> между ресурсоснабжающими организациями (ОАО «Барнаулэнерго», ОАО «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Барнаульский водоканал») и управляющими компаниями не истребованы. Кроме этого доводы ответчика о том, что ресурсоснабжающими организациями заключены договоры именно с ООО «УК «Центральная» с октября 2009 г. и именно этой управляющей компании выставляются счета по оплате коммунальных услуг, ранее действовавшие договоры с ОАО «УК «Свой дом» с этого времени прекратились, в связи с чем денежный эквивалент управляющей компанией на имя Воробьевой не определен, а у Управления социальной защиты населения не имелось законных оснований для начисления и выплаты компенсации мировым судьей также не исследован.

Указанные обстоятельства с учетом системного толкования норм права, регулирующих порядок определения размера компенсации и ее выплаты являются юридически значимыми обстоятельствами, которые мировым судьей не исследованы, в связи с чем сделанные в решении мирового судьи выводы являются преждевременными, а решение мирового судьи подлежит отмене.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 2) и 19 (часть 1) право на судебную защиту, будучи основным и неотчуждаемым правом человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и реализуется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что мировым судьей в качестве третьих лиц управляющие компании привлечены не были, о времени и месте рассмотрения спора они не извещались, в силу положений абзаца третьего ст. 361 и пп. 2 и 4 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, согласно которых рассмотрение судом первой инстанции дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания, равно как и разрешение судом первой инстанции вопроса о правах и об обязанностях лиц, которые не были привлечены к участию в деле и тем самым лишились возможности участвовать в судебном процессе и отстаивать свои права, является безусловным основанием для отмены судебного решения судом и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, дело подлежит возвращению мировому судье для рассмотрения по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, а также положениями Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 21.04.2010 г. № 10-П,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Барнаула от 17.09.2010 отменить.

Дело по иску Воробьевой А.В. к Управлению социальной защиты населения по Железнодорожному району г. Барнаула о предоставлении компенсации вернуть мировому судьей судебного участка № 2 Железнодорожного района на новое рассмотрение.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: