Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата обезличена года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Григорьевой Л.И. при секретаре Первухиной А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прозоровой Н. Н. в интересах малолетнего опекаемого Тарасевич П. Ю. к администрации Железнодорожного района ..., Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Главному правлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании права на обеспечение жильем за счет средств бюджета, У С Т А Н О В И Л: Прозорова Н.Н. обратилась в суд с заявлением в интересах малолетнего опекаемого Тарасевич П.Ю. к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Министерству Регионального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Главному правлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в котором просит, с учетом уточнения, признать за Тарасевич П. Ю. право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до Дата обезличенаг. Обязать администрацию ... принять на учет Тарасевич П. Ю. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до Дата обезличенаг. Признать право на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Обязать Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне включить Тарасевич П. Ю. в общекраевой список получателей субсидии для улучшения жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В обоснование Прозорова Н.Н. указывает, что она и члены ее семьи состоят в администрации Железнодорожного района г. Барнаула на учете на улучшение жилищных условий с Номер обезличен года. В составе ее семьи имеется ребенок-инвалид (Тарасевич П.Ю.), страдающий заболеванием Номер обезличен), включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболевании, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378. Прозорова Н.Н. с 2004 года неоднократно обращалась в администрацию Железнодорожного района г. Барнаула с целью постановки Тарасевича П.Ю. как ребенка-инвалида по льготным основаниям на учет для улучшения жилищных условий, но всегда получала отказ. По ее мнению, данные отказы являются необоснованными, нарушающими положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 181-ФЗ и законодательства Алтайского края. В связи с этим она обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. Истец Прозорова Н.Н. на уточненных исковых требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации Железнодорожного района г. Барнаула Бессарабова С.С. против удовлетворения требований возражала. Ответчик Минздравсоцразвития России, Главалтайсоцзащита своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще, представили отзывы согласно которым указали себя ненадлежащими ответчиками, просили отказать в удовлетворении исковых требований по этим основаниям. Ответчик Министерство регионального развития Российской Федерации своего представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Судом установлено, что на основании постановления администрации г. Черепаново Новосибирской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. Прозорова Н.Н. назначена опекуном над несовершеннолетним Тарасевич П.Ю., Дата обезличенаг. рождения, ей выдано удостоверение установленного образца л.дНомер обезличен Тарасевич П.Ю., Дата обезличенаг. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2007 Номер обезличен л.Номер обезличен ему установлен диагноз: Номер обезличен В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16.06.2006г. данное заболевание отнесено к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. С сентября Номер обезличен Прозорова Н.Н. состоит на общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Железнодорожного района г. Барнаула с составом семьи из 6 человек л.д.Номер обезличен ее дочь ФИО4 (семья один человек) также состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации района среди больных активной формой туберкулеза в соответствии с Федеральным законом № 77-ФЗ от 18.06.2001г. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». В настоящее время в квартире Номер обезличен по ... в ... зарегистрированы: Прозорова Н.Н., ее муж ФИО2, сын ФИО3, дочь ФИО4, внуки ФИО1 и Тарасевич П.Ю. л.дНомер обезличен ФИО4, является инвалидом первой группы, находится на стационарном лечении в ЛТО № 2 стационара КГУЗ «Алтайский краевой противотуберкулезный диспансер» с Дата обезличенаг., болеет туберкулезом с 2003 года л.д.Номер обезличен Решением жилищной комиссии от Дата обезличена г., Тарасевичу П.Ю. было отказано в постановке на учет вне очереди, с указанием на то, что в установленном порядке не признан малоимущим. Согласно ч.2 ст.4 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. В силу ст. 5 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: 1) семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Алтайского края, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ; 2) семьи погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Алтайского края, финансирование служебной деятельности которых осуществляется за счет средств краевого бюджета; 3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) граждане, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 5) иные категории граждан, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края. Таким образом, данный перечень категорий лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, не является исчерпывающим В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Согласно ст. 28.2 Указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Аналогичные положения закреплены и в ст.1 Закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма». В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 ЖК РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с п.п.3, 4 ст. 16 Положения о Железнодорожном районе в г. Барнауле администрации Железнодорожного района г. Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 года № 75, администрация района ведет в установлений порядке учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляет установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения, выделяемые администрации района в домах муниципального жилищного фонда. Из системного толкования данных норм следует, что постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от того относятся они к категории малоимущих или к категории, определенной федеральными законами, осуществляют органы местного самоуправления без дополнительной передачи государственных полномочий. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Тарасевич П.Ю. состоит на учете в администрации Железнодорожного района г. Барнаула по обеспечению жилым помещением муниципального жилищного фонда в общей очереди в составе семьи Прозоровой Н.Н.. В связи с этим по смыслу ст. 57 ЖК РФ он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления. Поэтому администрация района была обязана поставить Тарасевич П.Ю. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на очередь до Дата обезличенаг. Довод администрации Железнодорожного района г. Барнаула о том, что к категории семей, имеющих детей-инвалидов их нельзя отнести, так как в данном случае на учете должна состоять дочь истицы - ФИО4, имеющая ребенка-инвалида, является несостоятельным, поскольку Прозорова Н.Н. является опекуном Тарасевич П.Ю. и в силу действующего законодательства его законным представителем. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления -денежную или натуральную. При установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О). Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов», а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Во исполнение требований ст.28.2 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 №614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В соответствии с ч. 5 указанных Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Алтайском крае постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 № 40 утверждено Положение о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Алтайском крае, где избрана форма в виде субсидии. Вместе с тем, указанные нормативные правовые акты регламентируют выделение денежных средств только для тех граждан, которые встали на учет до 1 января 2005 года. Однако, изменение в отношении остальных формы предоставления данной меры социальной поддержки не может осуществляться без установления надлежащих гарантий, направленных на создание реальной возможности получения жилья. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2Ш года N 11 -II, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П). В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты. Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма для инвалидов не определен, а регламентирован вопрос только в отношении малоимущих, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях. Несмотря на условия, указанные в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Так как у Тарасевич П.Ю. имеется заболевание, указанное в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №379, для применения данной нормы, уже необходимо состоять на учете. Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата обезличена года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории и нуждающихся в улучшении жилищных условии, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочии Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, соответствующие субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации (п.3), согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании изложенного, а также учитывая то обстоятельство, что Тарасевич П.Ю. относится к категории лиц, имеющих право на получение безвозмездной субсидии (инвалид, семья, имеющая детей-инвалидов), состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то суд удовлетворяет требования истца в этой части и признает за Тарасевич П.Ю. право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005г., право на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Что касается требования истца об обязании Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне включить Тарасевич П. Ю. в общекраевой список получателей субсидии для улучшения жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, то суд отказывает в удовлетворении данного требования, так как оно заявлено преждевременно, поскольку данное решение будет являться основанием для включения Тарасевич П.Ю. в указанный список. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прозоровой Н. Н. в интересах малолетнего опекаемого Тарасевич П. Ю. удовлетворить частично. Признать за Тарасевич П. Ю. право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005г. Обязать администрацию Железнодорожного района принять на учет Тарасевич П. Ю. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005г. Признать право на получение субсидии для улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В остальной части исковых требований Прозоровой Н. Н. в интересах малолетнего опекаемого Тарасевич П. Ю. отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в 10-дневный срок с момента изготовления его в мотивированном виде. Председательствующий Л.И. Григорьева