о возложении обязанност очистить земельный участок



Дело № 2-698\2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2010 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края

в составе:

председательствующего Этвеш К.Н.

при секретаре                     Кувалаки И.Е.

с участием прокурора        Коцюба А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Железнодорожного района в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г.Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,

У С Т А Н О В И Л :

      В Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула, в котором просил признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в лице администрации г. Барнаула и администрации Железнодорожного района г. Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК по <адрес>, <адрес>; обязать администрацию г. Барнаула ликвидировать свалку отходов на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК по <адрес>, <адрес>; обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в ликвидации несанкционированной свалки путем содействия администрации г. Барнаула в очистке земельного участка водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК , по <адрес>, .

      В обоснование заявленных требований указывалось, что согласно акту проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на обочинах дороги от моста через <адрес> к ГСК по <адрес> карьеру из-под снежного покрова видно несанкционированное складирование     отходов     длиной      160     м     вдоль     дороги.     Ширину несанкционированно складированного вдоль обочин отходов определить не представляется возможным из-за снежного покрова.

      Как следует из информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, ширина водоохранной зоны реки Пивоварки составляет 50 метров; протяженность подъездных путей, находящихся в пределах водоохранной зоны <адрес> в направлении на юго-запад в сторону объекта по адресу: <адрес> составляет 107 м.

      Размещение отходов в границах водоохранных зон может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно (сток дождевых и талых вод с территории, непосредственное осыпание мусора в реку), так и через грунтовые воды.

      На кадастровом учете обследованный земельный участок по указанному адресу не состоит (информация ФГУ «ЗКП» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ).

         В судебном заседании прокурор Коцюба А.К. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

     Представители ответчиков - администрации г. Барнаула - Кондратов Д.Е.., администрации Железнодорожного района г. Барнаула - Пархатская Н.М., третьего лица - Комитета по дорожному комплексу и озеленению Струцкий Н.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с Уставом городского округа - города Барнаула к вопросам местного значения к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

      При этом действующее законодательство не возлагает на администрации города и района обязанности по очистке свалок, так как из смысла и толкования вышеназванных норм под организацией понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по достижению поставленных задач.

       Администрацией города, со своей стороны, приняты все необходимые организационные мероприятия, связанные с вышеуказанными вопросами местного значения, а именно, разработаны и внесены на утверждение Барнаульской городской Думой соответствующие нормативные правовые акты и заложено в бюджете города финансирование.

        Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора и Управления Росприроднадзора поддержали заявленные прокурором требования.

       Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

        Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к вывод о обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.

       В Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай из Комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению поступила информация о ликвидации несанкционированной свалки по указанному адресу, в порядке контроля которой специалистами Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК (<адрес>, <адрес>) в границах <адрес>. По результатам проверки составлен акт осмотра объекта , согласно которому установлено следующее:

       1. На северо-западном направлении следов проведения работ по ликвидации свалки не обнаружено (фото ), площадь свалки в водоохраной зоне водного объект составила 57 м х 50 м = 2 850 м 2. Состав отходов:

- отходы строительных материалов (лом железобетонных конструкций, отходы кровельных работ (шифер), остатки деревянных конструкций (фото );

- картонная упаковка (фото );

- полиэтиленовая упаковка (фото );

- текстильные отходы (фото );

- бытовые отходы (фото );

        2. Обнаружена частичная обваловка проезжей части дороги размываемым грунтом в пределах прибрежной защитной полосы <адрес> (фото ).

        3. На юго-западном направлении вдоль подъездных путей обнаружены:

- следы работы тяжелой техники (трактора), предположительно К-700, которым произведено выравнивание мусора по площади 171мх18м = 3 078 м2 (фото );

- следы захоронения отходов размываемым грунтом в пределах водоохраной зоны <адрес> (в развилке дорог) площадью 8 м х 4 м = 32 м2 (фото ).

- состав отходов: отходы строительных материалов в водоохраной зоне <адрес> (лом железобетонных конструкций, бой кирпича, лом асфальтового покрытия дорог (фото ); картонная упаковка, фрагменты полиэтиленовой упаковки, бытовые отходы (фото ).

         По результатам проверки сделан вывод о том, что свалка не ликвидирована, размещение отходов в границах водоохранных зон и отвалов размываемых грунтов может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно со сточными водами, так и через грунтовые воды.

      Как следует из информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, ширина водоохранной зоны реки <адрес> составляет 50 метров; протяженность подъездных путей, находящихся в пределах водоохранной зоны <адрес> в направлении на юго-запад в сторону объекта по адресу: <адрес> составляет 107 м.

      Размещение отходов в границах водоохранных зон может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно (сток дождевых и талых вод с территории, непосредственное осыпание мусора в реку), так и через грунтовые воды.

      На кадастровом учете обследованный земельный участок по указанному адресу не состоит (информация ФГУ «ЗКП» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ).

        Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

        На основании статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

         В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

        Администрация города Барнаула должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

        Согласно п. 7 ст. 14 Решения БГД от 27.03.2009 № 75 «Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула» администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

         При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02.10.2009 №182 мероприятия по охране окружающей среды в границах города Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.2.1).

        Таким образом, администрация г. Барнаула обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, администрация Железнодорожного района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий.

        Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам, охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты.

          Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.

          Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, угрозе возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

         В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

        Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

      В связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворяет заявленные требования.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в лице администрации г. Барнаула и администрации Железнодорожного района г. Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК по <адрес>.

       Обязать администрацию г. Барнаула ликвидировать свалку отходов на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК по <адрес>.

        Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в ликвидации несанкционированной свалки путем содействия администрации г. Барнаула в очистке земельного участка водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК по <адрес>.

       Решение сторонами может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья:                                                                                                    К.Н Этвеш