Дело № 2-698\2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 сентября 2010 года Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Этвеш К.Н. при секретаре Кувалаки И.Е. с участием прокурора Коцюба А.К. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Железнодорожного района в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г.Барнаула о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов, У С Т А Н О В И Л : В Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула, в котором просил признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в лице администрации г. Барнаула и администрации Железнодорожного района г. Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № по <адрес>, <адрес>; обязать администрацию г. Барнаула ликвидировать свалку отходов на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № по <адрес>, <адрес>; обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в ликвидации несанкционированной свалки путем содействия администрации г. Барнаула в очистке земельного участка водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК №, № по <адрес>, №. В обоснование заявленных требований указывалось, что согласно акту проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на обочинах дороги от моста через <адрес> к ГСК № по <адрес> карьеру из-под снежного покрова видно несанкционированное складирование отходов длиной 160 м вдоль дороги. Ширину несанкционированно складированного вдоль обочин отходов определить не представляется возможным из-за снежного покрова. Как следует из информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, ширина водоохранной зоны реки Пивоварки составляет 50 метров; протяженность подъездных путей, находящихся в пределах водоохранной зоны <адрес> в направлении на юго-запад в сторону объекта по адресу: <адрес> составляет 107 м. Размещение отходов в границах водоохранных зон может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно (сток дождевых и талых вод с территории, непосредственное осыпание мусора в реку), так и через грунтовые воды. На кадастровом учете обследованный земельный участок по указанному адресу не состоит (информация ФГУ «ЗКП» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №). В судебном заседании прокурор Коцюба А.К. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчиков - администрации г. Барнаула - Кондратов Д.Е.., администрации Железнодорожного района г. Барнаула - Пархатская Н.М., третьего лица - Комитета по дорожному комплексу и озеленению Струцкий Н.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с Уставом городского округа - города Барнаула к вопросам местного значения к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом действующее законодательство не возлагает на администрации города и района обязанности по очистке свалок, так как из смысла и толкования вышеназванных норм под организацией понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по достижению поставленных задач. Администрацией города, со своей стороны, приняты все необходимые организационные мероприятия, связанные с вышеуказанными вопросами местного значения, а именно, разработаны и внесены на утверждение Барнаульской городской Думой соответствующие нормативные правовые акты и заложено в бюджете города финансирование. Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора и Управления Росприроднадзора поддержали заявленные прокурором требования. Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к вывод о обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям. В Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай из Комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению поступила информация о ликвидации несанкционированной свалки по указанному адресу, в порядке контроля которой специалистами Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № (<адрес>, <адрес>) в границах <адрес>. По результатам проверки составлен акт осмотра объекта №, согласно которому установлено следующее: 1. На северо-западном направлении следов проведения работ по ликвидации свалки не обнаружено (фото №), площадь свалки в водоохраной зоне водного объект составила 57 м х 50 м = 2 850 м 2. Состав отходов: - отходы строительных материалов (лом железобетонных конструкций, отходы кровельных работ (шифер), остатки деревянных конструкций (фото №); - картонная упаковка (фото №); - полиэтиленовая упаковка (фото №); - текстильные отходы (фото №); - бытовые отходы (фото №); 2. Обнаружена частичная обваловка проезжей части дороги размываемым грунтом в пределах прибрежной защитной полосы <адрес> (фото №). 3. На юго-западном направлении вдоль подъездных путей обнаружены: - следы работы тяжелой техники (трактора), предположительно К-700, которым произведено выравнивание мусора по площади 171мх18м = 3 078 м2 (фото №); - следы захоронения отходов размываемым грунтом в пределах водоохраной зоны <адрес> (в развилке дорог) площадью 8 м х 4 м = 32 м2 (фото №). - состав отходов: отходы строительных материалов в водоохраной зоне <адрес> (лом железобетонных конструкций, бой кирпича, лом асфальтового покрытия дорог (фото №); картонная упаковка, фрагменты полиэтиленовой упаковки, бытовые отходы (фото №). По результатам проверки сделан вывод о том, что свалка не ликвидирована, размещение отходов в границах водоохранных зон и отвалов размываемых грунтов может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно со сточными водами, так и через грунтовые воды. Как следует из информации Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, ширина водоохранной зоны реки <адрес> составляет 50 метров; протяженность подъездных путей, находящихся в пределах водоохранной зоны <адрес> в направлении на юго-запад в сторону объекта по адресу: <адрес> составляет 107 м. Размещение отходов в границах водоохранных зон может повлечь негативное воздействие на качество поверхностного водного объекта (<адрес>) как непосредственно (сток дождевых и талых вод с территории, непосредственное осыпание мусора в реку), так и через грунтовые воды. На кадастровом учете обследованный земельный участок по указанному адресу не состоит (информация ФГУ «ЗКП» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №). Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. На основании статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Администрация города Барнаула должна организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды. Согласно п. 7 ст. 14 Решения БГД от 27.03.2009 № 75 «Об утверждении Положений о районах в городе Барнауле и администрациях районов города Барнаула» администрация района участвует в проведении мероприятий по охране окружающей среды в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели. При этом по Положению об организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города Барнаула, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 02.10.2009 №182 мероприятия по охране окружающей среды в границах города Барнаула включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.2.1). Таким образом, администрация г. Барнаула обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, администрация Железнодорожного района г. Барнаула обязана принять участие в проведении данных мероприятий. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить безопасность гражданам, охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этого права, в том числе путем судебной защиты. Конституция РФ (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, угрозе возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, несанкционированное складирование отходов причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В связи с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворяет заявленные требования. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить. Признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского округа и муниципального района в лице администрации г. Барнаула и администрации Железнодорожного района г. Барнаула по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № по <адрес>. Обязать администрацию г. Барнаула ликвидировать свалку отходов на земельном участке водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № по <адрес>. Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула принять участие в ликвидации несанкционированной свалки путем содействия администрации г. Барнаула в очистке земельного участка водоохраной зоны <адрес> в районе подъездных путей к ГСК № по <адрес>. Решение сторонами может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула. Судья: К.Н Этвеш