Дело № 2-1886\2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 мая 2010г. Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Бусиной Н. В. при секретаре Бусаргиной О. А. с участием прокурора Бобыревой С. И. при участии истца Даниловой О.В., представителей истца Шевелева В. Г., Даниловой Н. П., представителя ответчика - Алейникова Е. С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Даниловой О.В. к Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края о восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Данилова О. В. обратилась в суд с иском о восстановлении в должности главного специалиста отдела организационно - контрольной работы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее Главное управление) с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что с ДД.ММ.ГГГГ находилась в государственно - служебных отношениях с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края последовательно замещая должности гражданской службы. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ Данилова О. В. освобождена от замещаемой должности главного специалиста отдела организационно - контрольной работы и уволена с государственной гражданской службы Алтайского края в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением штата гражданских служащих и не предоставлением иной должности гражданской службы). Данное увольнение истец считает незаконным, поскольку не был соблюден предусмотренный законом порядок увольнения, не было соблюдено преимущественное право на оставление на службе и на замещение должности гражданской службы, как гражданской служащей, имеющей более высокую квалификацию, большую продолжительность стажа гражданской службы и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Незаконными действиями работодателя причинен моральный вред, который истец просит возместить в размере 100 000 руб. Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 09 апреля 2010 года дело направлено для рассмотрения по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Барнаула. В судебном заседании истец Данилова О. В., настаивая на удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указала, что она не была ознакомлена с документами, являющимися основанием для принятия решения о сокращении замещаемой должности, полученное уведомление о сокращении также не содержит наименование должности, которая подлежит сокращению; при рассмотрении обращения работодателя в Профсоюзный комитет, не была извещена о времени проведения заседания, что лишило право на участие в заседании профсоюзного комитета и отстаивании своих прав. Кроме того, указывает также на то, что после предупреждения о предстоящем сокращении ответчик ни в устной, ни в письменной форме не предложил пройти переподготовку или повышение квалификации, не были также предложены и имеющиеся вакансии. Представители истца - Данилова Н. П., принимающая участие при рассмотрении дела на основании доверенности, Шевелев В. Г., допущенный к участию в деле на основании ходатайства истца в порядке ст. 53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования своего доверителя. Представитель ответчика - Алейников Е. С., принимающий участие при рассмотрении дела на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что при увольнении истца были соблюдены нормы трудового законодательства. На дату увольнения Даниловой О. В. отсутствовали вакантные должности гражданской службы как в Главном управлении экономики и инвестиций, так и в другом государственном органе, которым бы она соответствовала по квалификационным требованиям. Полагает необоснованным довод истца о нарушении права преимущественного оставления на работе, поскольку преимущественное право на замещение должности гражданской службы рассматривается при замещении вакантной должности, имеющейся в органе государственной власти, однако при освобождении Даниловой О. В. от замещаемой должности иные вакантные должности в Главном управлении и иных органах исполнительной власти Алтайского края отсутствовали. Кроме того, при определении преимущественного права при оставлении на работе, учитывались функциональные обязанности специалистов отдела. Данилова О. В. не обладает опытом работы других сотрудников отдела организационно - контрольной работы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края. Возражая против удовлетворения требований о компенсации морального вреда, указано на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих причинение нравственных или физических страданий, вызванных увольнением. Выслушав пояснения истца, ее представителей, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в противодействии коррупции Алтайского края Бобыревой С. И., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд, разрешая дело в пределах заявленных требований, приходит к следующему. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в государственно -служебных отношениях с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, замещая должности ведущего экономиста отдела организационной работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - главного экономиста отдела, с ДД.ММ.ГГГГ - главного специалиста отдела организационной работы. ДД.ММ.ГГГГ Даниловой О. В. присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы Алтайского края 1 класса. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями трудовой книжки истца, приказом о приме на работу (л. д. 5-12, 77), а также представленной копией личного дела. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ Данилова О. В. уволена с государственной гражданской службы Алтайского края и освобождена от замещаемой должности главного специалиста отдела организационно - контрольной работы в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением штата гражданских служащих и не предоставлением иной должности государственной гражданской службы) ДД.ММ.ГГГГ ( л. №). Основанием прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданского службы и увольнения с гражданской службы в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее Закон № 79-ФЗ) является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы или повышения квалификации в связи с сокращением должностей, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч.4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от занимаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае контракт прекращается в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ. Частью 5 ст. 31 указанного выше Федерального закона предусмотрена обязанность представителя нанимателя при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы (ст. 38). Из анализа данных норм права следует, что законодательством установлен специальный порядок расторжения служебного контракта в связи с сокращением должности гражданской службы. Уведомление о предстоящем сокращении Даниловой О. В. вручено 25 декабря 2009 года (л. №). Соответствующие уведомление в профсоюзный орган Главного управления представителем нанимателя направлено 24 декабря 2009 года (л. №). Таким образом, требования ФЗ «О Государственной гражданской службе» в части уведомления профсоюзного органа, а также вручения уведомления работнику, чья должность подлежит сокращению, Главным управлением соблюдены. Основанием для принятия приказа об увольнении ФИО1 явился приказ начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, в соответствии с которым, с целью реализации распоряжения Администрации края от ДД.ММ.ГГГГ №-к с 27 февраля 2010 года утверждена новая структура Главного управления. Пунктом 3 данного приказа утвержден перечень должностей гражданской службы и должностей, не относящихся к должностям гражданской службы, подлежащих сокращению. В соответствии с данным перечнем в отделе организационно - правовой работы подлежали сокращению 2 штатные единицы главного специалиста по старшей должности гражданской службы (Данилова О. В., ФИО7) и 1 штатная единица специалиста 1 категории по младшей должности гражданской службы (ФИО8). Представленные штатные расписания, действовавшие на момент предупреждения истца о предстоящим сокращении, и после проведения процедуры сокращения, свидетельствуют о том, что действительно в Главном управлении экономики и инвестиций действительно проведена процедура сокращения должностей гражданской службы. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы определены ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». В соответствии с ч.7 данной нормы права преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокую квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной деятельности. Согласно ч.11 ст. 62 указанного выше федерального закона прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы. При рассмотрении дела установлено, что Данилова О. В. имеет высшее образование по специальности бухгалтерский учет и аудит, в 2009г. прошла краткосрочное обучение (повышение квалификации) в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» по программе «Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и технологии в управлении, работа с обращениями граждан», что подтверждается удовлетворением о прохождении краткосрочного повышения квалификации (л. д. 23). Истец имеет стаж гражданской службы 6 лет 7 месяцев 21 день, общий стаж работы в Главном управлении с 19 ноября 2003г. Данилова О. В. имеет классный чин - референт государственной гражданской службы Алтайского края 1 класса. Дважды сдавала экзаменационные экзамены по замещаемой должности. После проведения процедуры сокращения должностей гражданской службы в Главном управлении экономики и инвестиций остались работать такие сотрудники как ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 ФИО9 имеет высшее образование по специальности парогенераторостроение, инженер - механик, стаж работы в Главном управлении с 13 февраля 2009 года, стаж гражданской службы 8 лет 1 месяц 19 дней. Повышение квалификации (переподготовки) не проходила, аттестация не проводилась. ФИО10 работает в Главном управлении с 15 февраля 2008 года, имеет высшее образование по специальности менеджер (туризм), стаж гражданской службы1 год 2 месяца 13 дней. Повышение квалификации не проходила, аттестация не проводилась. ФИО11 закончила Российскую академию туризма по специальности менеджер. В 2008 году присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы 2 класса. Стаж гражданской службы - 3 года 5 месяцев 23 дня, в Главном управлении работает с 05 сентября 2006 года. Повышение квалификации не проходила. ФИО12 имеет высшее образование, классный чин - референт государственной гражданской службы 2 класса. Стаж гражданской службы 3 года, работает в Главном управлении с 06 сентября 2006 года. Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии преимущественного права на замещение должности гражданской службы Даниловой О. В. по сравнению с другими сотрудниками, поскольку она единственная имеет более высокий квалификационный класс, больший период работы в Главном управлении, а также стаж гражданской службы (кроме ФИО9, однако она не имеет квалификационного класса, не проходила аттестацию, повышение квалификации), образование, соответствующее направлению деятельности Главного управления, успешно проходила аттестацию по сокращаемой должности, неоднократно поощрялась за выполнение особо важных и ответственных заданий (последний раз в феврале 2009 года). Суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что при оставлении на работе учитывались функциональные обязанности специалистов отдела, Данилова О. В. не обладает опытом работы других сотрудников отдела организационно -контрольной работы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края по следующим основаниям. Представленные при рассмотрении дела должностных регламентом гражданских служащих отдела организационно - контрольной работы свидетельствуют о том, что все гражданские служащие отдела должны знать Конституцию РФ, Устав Алтайского края, федеральные конституционные и федеральные законы..., наличие навыков работы с документами, владение официально - деловым стилем современного русского литературного языка, наличие навыков организационной работы. Данные регламенты не свидетельствуют о том, что каждый конкретный сотрудник должен конкретные законы, нормативные акты. Из анализа должностных регламентов также следует, что должностные обязанности Даниловой О. В., ФИО11, ФИО10 существенно не отличались: возложены обязанности по регистрации и контролю за исполнением документов, проверка документов на соответствие официально - деловому стилю современного русского языка. Соответственно, при оставлении Даниловой О. В. на гражданской службе в отделе организационно - контрольной работы она могла выполнять функции указанных сотрудников. Судом также установлено, что истцу не предлагались вакантные должности, имеющиеся в иных органах исполнительной власти Алтайского края. Также Даниловой О. В. не предлагалось пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку, что не оспаривалось представителем ответчика в процессе рассмотрения дела. Доводы представителя Главного управления о том, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы рассматривается при замещении вакантной должности, имеющейся в органе государственной власти, основаны на неверном толковании требований ч.7 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Вместе с тем, суд считает необоснованными доводы истца Даниловой О. В. о нарушении ее прав, выразившихся в том, что она не была извещена о времени проведения заседания профсоюзного комитета, а также о том, что ее не ознакомили с документами, послужившими основанием для проведения процедуры сокращения должностей гражданской службы, поскольку о времени заседания профсоюзного комитета члены данного организации должны быть извещены непосредственно данной организацией, а не представителем нанимателя (работодателем). В представленном уведомлении о предстоящим сокращении имеется указание о том, что сокращению подлежит именно должность замещаемая истцом, данное уведомление адресовано непосредственно Даниловой О. В., что свидетельствуют о предстоящим сокращении должности, которую занимала истец ( л. №). Поскольку судом установлено нарушение порядка увольнения Даниловой О. В. государственной гражданской службы Алтайского края и освобождении от замещаемой должности главного специалиста отдела организационно -контрольной работы, выразившейся в нарушении права истца на преимущественное оставление на работе, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о ее восстановлении в ранее замещаемой должности главного специалиста отдела организационно -контрольной работы Главного управления экономики и инвестиций. Поскольку ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» не регулирует вопросы выплаты денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, суд, разрешая требования истца Даниловой О. В. в данной части, руководствуется требованиями ст. ст. 394, 139 ТК РФ, Постановлением Правительства № 922 от 24 декабря 2007 года «Об особенностях исчисления средней заработной платы». Время вынужденного прогула Даниловой О. В. составляет с 28 февраля 2010 года по 20 мая 2010 года - 56 рабочих дней. Из представленной справки о заработной платы истца за 12 месяцев, предшествующих увольнению, установлено, что среднедневной размер заработной платы за отработанное время составляет 1 010 руб. 37 коп.(отработано 239 дней, фактически начислено 241 479 руб. 07 коп; 241 479,07 : 239 = 1 010 руб. 37 коп.). Таким образом, размер денежного содержания за время вынужденного прогула составляет 56 580 руб. 72 коп. (1 010 руб. 37 коп. х 56 рабочих дней). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу Даниловой О. В. Определяя размер компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного увольнения истца, суд учитывает, что истец обстоятельства, при которых было произведено увольнение, длительный период ее работы в Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, неоднократные поощрения в период работы, то, что Данилова О. В. были лишена права на труд. С учетом данных обстоятельств дела, суд взыскивает с ответчика в пользу Даниловой О. В. в счет компенсации морального вреда 10 000 руб. В остальной части требования истца о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 2 297 руб. 42 коп. Согласно ст. 396 ТК РФ решение суда о восстановлении на работе (в ранее замещаемой должности гражданского служащего) подлежит немедленному исполнению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Даниловой Ольги Викторовны удовлетворить частично. Данилову О.В. восстановить в должности главного специалиста отдела организационно - контрольной работы Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в пользу Даниловой О.В. денежное содержание за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 580 руб. (пятьдесят шесть тысяч пятьсот восемьдесят) руб. 72 коп. в счет компенсации морального вреда - 10 000 (десять тысяч) руб. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда Даниловой О. В. отказать. Взыскать с Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 297 руб. (две тысячи двести девяносто семь) руб. 42 коп. Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению. Решение сторонами может быть обжаловано в кассационном порядке, прокурором принесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула. Судья: