о признании незаконными действия



ДЕЛО № 2- 3289/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего                Яковченко О.А.

при секретаре                                   Чуркиной Ю.С.

с участием прокурора                      Текутьевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Клёцкина С. Т. к администрации Железнодорожного района г. Барнаула о признании незаконными действий и признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Клёцкина С.Т. к администрации Железнодорожного района г. Барнаула о признании незаконными действий и признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, указав, что постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 26.04.2010г. № 931 Клёцкину С.Т. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. В ответе ему сообщено, что в занимаемой квартире по <адрес> общей площадью 53,1 кв.м. зарегистрировано 4 человека, на каждого члена семьи приходится по 13,2 кв.м., что более учетной нормы, установленной для жителей г. Барнаула, т.е. более 12 кв.м. Однако согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» определено, что участникам ВОВ из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» пп.1 п. 1ст. 2 закона предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Клёцкин С.Т. является ветераном ВОВ, не имеет в собственности жилых строений и сооружений, жилое помещение по <адрес> числится за Клёцкиным А.С., Клёцкиным А.С., Клёцкиным С.С. и Клёцкиной Л.М. В настоящее время в квартире проживают истец, его внук Клёцкин А.С., жена внука Клёцкина Т.А. и правнучка Клёцкина Е.А. Клёцкин С.С. - сын истца, проживает со своей семьей по адресу <адрес>. Из ответа администрации следует, что все четверо проживающих в квартире <адрес> являются членами семьи Клёцкина С.Т., вместе с тем из объяснений истца следует, что он фактически не является членом семьи своего сына Клёцкина С.С., совместного с ним хозяйства не ведет. Также Клёцкин С.Т. не является членом семьи своего внука Клёцкина А.С. в силу закона, а также в связи с тем, что внук, правнучка, жена внука совместного с ним хозяйства не ведут. Кроме того, истец проживает в комнате вместе с правнучкой, по причине чего испытывает стесненность, не может отдыхать, переодеваться, ему не удобно, что мужчина живет с человеком противоположного пола. В связи с изложенным истцу необоснованно отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Прокурор просил признать незаконными действия администрации Железнодорожного района г. Барнаула по отказу Клёцкину С.Т. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признать Клёцкина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула поставить Клёцкина С.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В дальнейшем прокурором требования были уточнены, в результате чего прокурор просил признать незаконным постановление администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 6.04.2010г. № 931 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Клёцкину С.Т., признать Клёцкина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула поставить Клёцкина С.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании помощник прокурора Текутьева Я.В. вновь уточнила требования, просила признать незаконными действия администрации Железнодорожного района г. Барнаула по отказу Клёцкину С.Т. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, признать Клёцкина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула поставить Клёцкина С.Т. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом требования о признании незаконным постановления администрации Железнодорожного района г. Барнаула от 6.04.2010г. № 931 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Клёцкину С.Т. не поддержала.

Клёцкин С.Т. поддержал требования прокурора, просил их удовлетворить, пояснив, что вынужден проживать с семьей внука, хотя испытывает неудобства, поскольку членом его семьи не является. Своего жилья не имеет, а администрация района отказала ему в постановке на учет.

Представитель ответчика по доверенности Чапланова Е.В. исковые требования не признала и пояснила, что при обращении в администрацию истец указал в заявлении в качестве членов своей семьи внука, его жену и правнучку, в связи с чем, исходя из общей пощади квартиры, в которой истец зарегистрирован, на каждого члена семьи истца приходится по 13,2 кв.м. общей площади, что более учетной нормы, установленной для жителей г. Барнаула, т.е. более 12 кв.м. В связи с чем истец не является нуждающимся в жилых помещениях среди ветеранов ВОВ.

Выслушав стороны, прокурора, показания свидетелей Клёцкина А.С., Клёцкина С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено при рассмотрении дела, Клёцкин С.Т. является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., в связи с чем на него распространяются положения ст.ст. 13, 15 ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В силу ст. 15 названного закона, участникам ВОВ из числа лиц, указанных в п.п. «а»-«ж» и «и» пп.1 п. 1ст. 2 закона предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства (ст. 52 ЖК РФ).

Как установлено по делу, Клёцкин С.Т. не является нанимателем жилых помещений по договору найма и не имеет в собственности жилых строений и сооружений.

Зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, которая принадлежит на праве собственности в равных долях его сыну Клёцкину С.С., внукам Клёцкину А.С. и Клёцкину А.С., а также супруге сына - Клёцкиной Л.М., что подтверждается договором приватизации квартиры, заключенным между Барнаульской дистанцией гражданских сооружений и Клёцкиным С.С. 03.09.1996г., а также регистрационным удостоверением от 11.09.1996г. (л.д. 19,21).

Согласно выписке из домовой книги в данной квартире зарегистрированы и проживают Клёцкин С.Т. с 30.09.1996г., сособственник квартиры Клёцкин А.С. (внук Клёцкина С.Т.) и его супруга Клёцкина Т.А. - с 30.04.2009г. и их несовершеннолетняя дочь Клёцкина Е.А., 06.01.2007г.р. - с 14.05.2009г. (л.д. 18).

Сын Клёцкина Т.С. - Клёцкин С.С. со своей семьей: супругой Клёцкиной Л.М., сыном Клёцкиным А.С. проживает в квартире по адресу <адрес>

Судом установлено, что несмотря на совместное проживание в квартире по адресу <адрес> Клёцкин С.Т. не является членом семьи внука Клёцкина А.С.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Исходя из данной нормы закона следует, что Клёцкин С.Т. не является членом семьи своего сына Клёцкина С.С., поскольку он проживает с сыном в разных квартирах, у сына своя семья, совместное хозяйство с ним истец не ведет.

Не является Клёцкин С.Т. и членом семьи внука Клёцкина А.С., поскольку, во-первых, дедушка согласно ст. 31 ЖК РФ не относится к членам семьи собственника жилого помещения, кроме того, вселен был не внуком, являющимся сособственником квартиры, в качестве члена своей семьи, поскольку согласно выписке из домовой книги, внук был прописан значительно позже истца.

Согласно пояснениям свидетеля Клёцкина С.С. он перевез отца и мать Клёцкину А.В. из г. Славгорода Алтайского края в 1996г. В г. Славгороде у родителей была квартира, которую они продали и переехали в принадлежащую его семье квартиру на <адрес> До смерти матери в 2009г. родители жили в этой квартире одни, а в апреле 2009г. к отцу переехал сын (внук) с семьей, который ранее снимал квартиру. Отец с внуком проживают вместе, но членами одной семьи не являются, так как не имеют общего бюджета, совместное хозяйство не ведут. Они между собой часто ссорятся, а правнучка, в силу своего возраста, не позволяет отцу отдыхать.

Аналогичные пояснения дал и Клёцкин А.С., пояснив, что после их вселения в квартиру, они с дедушкой часто ругаются, в основном, из-за его супруги и правнучки. Дедушка помогает им деньгами, но бюджет у них все же разный. Членами одной семьи они не являются.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец не является членом семьи внука, который является сособственником данной квартиры, в связи с чем он является нуждающимся в жилых помещениях, и ссылка администрации района на то обстоятельство, что исходя из 4 зарегистрированных в данной квартире лиц, на каждого из членов семьи приходится по 13,2 кв.м., что выше учетной нормы, несостоятельна.

При этом не имеет значения тот факт, что в своем заявлении о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 13.04.2010г. в администрацию района Клёцкин С.Т. указал, что его семья состоит из 4 человек и указал внука, сноху и правнучку, поскольку как пояснил истец, он заполнил напечатанный бланк, который ему дали в администрации района, никто ему не разъяснил, как необходимо его заполнять, в связи с чем он просто перечислил всех совместно проживающих с ним в одной квартире (л.д. 15).

Администрация района отказала Клёцкину С.Т. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях среди ветеранов ВОВ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, согласно которому отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако при установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Клёцкин С.Т., являясь участником ВОВ, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет собственного жилья в собственности либо по договору социального найма, а также не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что администрацией района необоснованно отказано истцу в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Формальный подход к решению вопросов о признании лиц, в том числе ветеранов ВОВ, нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопустим.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку данные правоотношения являются длящимися, при рассмотрении дела администрация района не признала Клёцкина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части признания незаконными действий администрации района по отказу ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат удовлетворению..

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005г. № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к заявлению о принятии на учет прилагается помимо иных справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительство жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за 5-летний период, предшествующий подаче заявления.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика данная справка Клёцкиным С.Т. при обращении в администрацию района не представлена, в связи с чем у администрации отсутствуют основания для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Вместе с тем, судом неоднократно направлялись в Управление Росреестра по Алтайскому краю запросы о предоставлении информации о совершенных сделках с недвижимостью Клёцкиным С.Т. и его супругой Клёцкиной А.В. за предшествующие 5 лет, однако в ответе было сообщено, что ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не предусмотрена возможность предоставления сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества за определенный период.

Поскольку действующим законодательством установлено преимущество Федерального законодательства перед законодательством субъектов, которые не должны противоречить Законам РФ, суд и в отсутствие данной информации полагает требования прокурора в части признания Клёцкина С.Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, требования прокурора об обязании ответчика поставить на учет Клёцкина С.Т. суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку вопросы постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления с предоставленными им правами и обязанностями, суд не вправе своим решением подменять органы местного самоуправления и выполнять его функции. Кроме того, признание в судебном порядке истца нуждающимся в улучшении жилищных условий будет являться основанием для постановки его на соответствующий учет администрацией района.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах Клёцкина С. Т. удовлетворить частично.

       Признать незаконными действия администрации Железнодорожного района г. Барнаула по отказу Клёцкину С. Т. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

      Признать Клёцкина С. Т. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

      В остальной части исковых требований отказать.

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья                                                                                                О.А. Яковченко