о возложении обязанности



Дело № 2-4525/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«24» декабря 2010г.                                                                                               г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего                Малетиной Е.В.

при секретаре                                  Зелениной С.А.

с участием прокурора                    Текутьевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 103» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,

У С Т А Н О В И Л :

     В Железнодорожный районный суд г. Барнаула обратился прокурор Железнодорожного района г. Барнаула с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 103» (далее по тексту МОУ СОШ № 103) о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора.

     В обоснование заявленного требования указывалось, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

- руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожарных производств;

- работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические      работники      дошкольных      образовательных учреждений;

- работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

- граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

- работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

     Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

      Отсутствие в МОУ СОШ № 103 специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственно обучения пожарно-техническому минимуму работников СОШ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность учащихся, педагогов и работников школы и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

       В судебном заседании прокурор Текутьева Я.В. настаивала на удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 2 месяцев.

       Представитель ответчика МОУ СОШ № 103 Боровская О.В. против удовлетворения иска не возражала.

       Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      В силу п.2.1 - 2.2 Устава МОУ СОШ № 103, утвержденного председателем комитета по образованию администрации города 27.07.2008, предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность, включающая в себя осуществление образовательного процесса через реализацию образовательных программ и обеспечение содержания и воспитания обучающихся. Одной из основных целей Учреждения являются охрана жизни и здоровья обучающихся.

         В МОУ СОШ № 103 имеется утвержденная директором инструкция о мерах пожарной безопасности, которая с территориальным органом пожарного надзора не согласована.

       Между тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

       Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

      Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводит; администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии нормативными документами по пожарной безопасности по социальным программам, утвержденными       соответствующими       руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном       федеральным       органом       исполнительной       власти уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

       Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 868 от 11.07.2004 года, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает правовые акты и иные документы по вопросам, в том числе, обеспечения пожарной безопасности осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местно самоуправления, организациями.

       Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

       В соответствии с пунктом 4 названных Норм основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно - технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

       Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»      руководители,     специалисты,     работники     организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих     выработать     практические     навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

     Отсутствие в МОУ СОШ № 103 специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственно обучения пожарно-техническому минимуму работников СОШ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность учащихся, педагогов и работников школы и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

      В связи с изложенным суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает 2-х месячный срок для исполнения решения суда.

            Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           Исковые требования прокурора Железнодорожного района удовлетворить.

          Возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 103» обязанность     разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать её с территориальным органом государственного пожарного надзора.

          Установить Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 103» срок для исполнения решения суда - 2 месяца с момента вступления решения в законную силу.

             Решение сторонами может быть в кассационном порядке обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья                                                                                                              Е.В. Малетина