Дело № 2-4467/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2010 года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Филипповой О.В., с участием прокурора Текутьевой Я.В., при секретаре Носковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей №» о возложении обязанности по разработке специальной программы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей №» о возложении обязанности. Просил возложить на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что проведена проверка прокуратурой района исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей №», в ходе которой выявлено отсутствие в Лицее специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора. Присутствовавшая в судебном заседании, помощник прокурора Текутьева Я.В. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Представители ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №» Шкуркин В.А., Логачев В.Н. присутствовали в судебном заседании, полагали, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку в Лицее организовано обучение преподавательского состава по пожарной безопасности в форме инструктажа. Также указывали в своих объяснениях на то, что отсутствуют документы, закрепляющие необходимость проводить обучение преподавателей пожарно-техническому минимуму. С учетом мнения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. При проведении проверки прокуратурой района исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей №» установлено следующее. В силу п.п. 2.1, 2.2.2 Устава Лицея, утвержденного председателем комитета по образованию администрации города, предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность, включающая в себя осуществление образовательного процесса через реализацию образовательных программ и обеспечение содержания и воспитания обучающихся. Одной из основных целей Учреждения являются охрана жизни и укрепление здоровья обучающихся. Однако, директором Лицея предоставлена декларация пожарной безопасности, зарегистрированная ТОГПН №1 УГПН ГУ МЧС России по АК, которая имеет лишь технические характеристики здания школы. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в поряди установленном федеральным органом исполнительной власти уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президент; Российской Федерации № 868 от 11.07.2004 года, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает правовые акты и иные документы по вопросам, в том числе, обеспечения пожарной безопасности, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органам власти субъектов Российской Федерации, органами местной самоуправления, организациями. Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасной работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с пунктом 4 названных Норм основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно - технических знаний (далее - пожарно-технический минимум). Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководители, специалисты работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются: - руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожарных производств; - работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; - педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; - работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации; - граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе; - работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора. Отсутствие в Лицее специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственно обучения пожарно-техническому минимуму работников Лицея, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность учащихся, педагогов и работников школы и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. С учетом изложенного, суд полагает возможным исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Лицей №» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей « №» госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в кассационном порядке. Судья О.В. Филиппова