решение о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании постановки на очередь



Дело №2-2235/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2010 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего                Григорьевой Л.И.

при секретаре                                  Первухиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индюкова С.Д. о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании постановке на очередь,

У С Т А Н О В И Л:

       Индюков С.Д. обратился в суд с заявлением к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, в котором с учетом уточнения просил признать его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении среди ветеранов Великой Отечественной войны. Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

        В обоснование Индюков С.Д. указал, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Железнодорожного района г. Барнаула ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях среди ветеранов Великой Отечественной войны, в связи с тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

      Данный отказ она считает незаконным, поскольку произвел отчуждение указанного жилого дома в связи с переездом на постоянное место жительства своего сына - Индюкова Г.С. Дом был признан непригодным для проживания, ветхим, с предельным процентом износа, продан за 20 000 рублей, что не имеет существенного значения для гражданского оборота. В силу возраста и состояния здоровья он не мог проживать в неблагоустроенном жилом помещении. В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» он имеет право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Другой возможности обеспечить себя собственным жильем у него нет.

В судебном заседании представитель истца Марков Н.А. на заявленных уточненных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Железнодорожного района г. Барнаула против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что Индюков С.Д. намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, обратился в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, в квартиру <адрес> где в настоящее время проживает истец, также было ДД.ММ.ГГГГ прописано постороннее лицо - гражданская жена внука, не являющаяся членом семьи, таким образом, все действии истца совершены после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ, от 06.05.2010 N 79-ФЗ).

В силу ст. 23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

По обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 г. №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к заявлению о принятии на учет прилагаются:

1) копия паспорта гражданина Российской Федерации заявителя и членов его семьи или копии документов, заменяющих паспорт гражданина Российской Федерации;

2) копия документа, подтверждающего по предусмотренным законодательством основаниям жилищные права на жилое помещение, занимаемое заявителем и членами его семьи;

3) выписка из домовой книги по месту жительства заявителя и членов его семьи;

4) копии документов, подтверждающих состав семьи;

5) справка из организации, уполномоченной осуществлять учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;

6) справка органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления;

7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами.

Судом установлено, что действительно Индюков С.Д. являлся собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, на основании Постановления Воронихинского сельсовета Совета народных депутатов Ребрихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

В соответствии со справкой администрации Воронихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Индюков С.Д. и его жена Индюкова М.В. были зарегистрированы по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ сняты с регистрационного учета в связи с переменой места жительства (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ между Индюковым С.Д., действующим через представителя Капёнкину Н.А. и Финк В.А. был заключен договор купли-продажи, согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок площадью1807 кв.м и расположенный на нем целый жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.).

Ст. 53 ЖК РФ не установлен непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий. В законодательстве Алтайского края этот вопрос также не урегулирован.

Довод представителя ответчика о том, что Индюков С.Д. намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав дом ДД.ММ.ГГГГ и подав заявление ДД.ММ.ГГГГ на постановку на очередь после внесения изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вступивших в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным.

Индюков С.Д. длительное время проживает в г. Барнаул, с мая 2008 года, то есть до внесения соответствующих изменений, и реализация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за который он получил сумму в размере 20 тыс. руб., не является существенной при покупке жилья в г. Барнауле, что является общеизвестным фактом для жителей Алтайского края и не требует доказательства.

        Кроме того, Индюков С.Д. ДД.ММ.ГГГГ выдал доверенность на имя Капенкиной Н.А., согласно которой уполномочил ее продать за любую цену и на условиях по своему усмотрению, принадлежащие ему на праве собственности земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Таким образом, данная доверенность выдана также до внесения изменений в ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» и не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий.

       На основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ По результатам визуального осмотра жилого дома по <адрес>. <адрес> <адрес>, суммарный процент износа составляет 80-85%. Фундамент отсутствует, стены имеют заметные выпучивания, перекос, повреждения штукатурки, увлажненность, продуваемость и промерзание; конструкция деревянных отштукатуренных перекрытий на грани разрушения; оконные и дверные блоки перекошены, подоконная доска поражена гнилью; кровельный материал (шифер) имеет повреждения, сколы, трещины; на потолочном перекрытии обнаружены следы протечек, отслоение штукатурки; дощатые полы имеют стирание досок в ходовых местах, повреждения прогибы; в жилом доме отсутствует канализация, водопровод.

     На основании заключения межведомственной комиссии по результатам обследования помещения, данное жилое помещение не соответствует требованиям, которым должно отвечать жиле помещение, имеются основания для признания данного жилого помещения непригодным для проживания в связи с наличием выявленных вредных факторов обитания человека (л.д.).

    Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий со стороны Индюкова С.Д., поскольку в силу своего состояния здоровья и возраста, а также в связи с предельным износом жилого дома в с. Ворониха вынужден был переехать в г. Барнаул на постоянное место жительства к своему сыну - Индюкову Г.С.

      Иных жилых строений, помещений в собственности Индюков С.Д. не имеет (л.д.).

      В соответствии со ст. 52 ЖК РФ необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт.

Индюков С.Д. зарегистрирован по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д).

Согласно выписке из домовой книги в данной квартире зарегистрированы и проживают собственники Индюков Г.С., Индюкова Л.В., Индюков А.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, истец Индюков С.Д. и его жена Индюкова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ, гражданская жена Индюкова А.Г. - Власова О.П. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Лицевой счет открыт на Индюкова Г.С., количество проживающих шесть человек (л.д. 40).

В соответствии с ч.5. ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 г. № 294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле» семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, если на каждого члена семьи приходится не более 12 кв.м. общей площади.

Согласно выписке из домовой книги в квартире по <адрес> в <адрес> проживают шесть человек и соответственно на каждого члена семьи приходится 10,98 кв.м., что менее учетной нормы.

        Довод представителя ответчика о том, что Власова О.П. не является членом семьи Индюковых, а потому не может быть включена при учете нормы жилой площади является несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Власова О.П. вселена как член семьи - жена одного из сособственников Индюкова А.Г., о чем свидетельствует его заявление о регистрации по мету жительства, совместно проживает с Индюковым А.Г., зарегистрирована в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Власовой О.П. и Индюковым А.Г. подано заявление о регистрации брака в Октябрьский ЗАГС, которая назначена на ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует о том, что Власова О.П. является членом семьи Индюкова А.Г.

Иных жилых помещений в собственности Власова О.П. не имеет (л.д.).

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Индюкова С.Д. удовлетворить.

         Признать право Индюкова С.Д. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении среди ветеранов Великой Отечественной войны.

         Обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула поставить Индюкова С.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди ветеранов Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в 10-дневный срок с момента изготовления его в мотивированном виде.

Председательствующий                                                Л.И. Григорьева