Решение о признании права на субсидию



    РЕШЕНИЕ дело №2-406/11

Именем Российской Федерации

18 января 2011г. Железнодорожный суд г. Барнаула в составе:

судьи       Е.А.Полуяновой

при секретаре                  Ю.В. Ивановой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бобрышева И.А. к Управлению Администрации Алтайского края по образованию и по делам молодежи о восстановлении права на получение субсидии, возложении обязанности по включению в список лиц, имеющих право на получение субсидии,

    УСТАНОВИЛ:

Бобрышев И.А. обратился в суд с ук5азанными требованиями, обосновывает их тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

На основании ФЗ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Алтайского края от 09.12.2005г. №115-ЗС « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», 15.09.2009г. обратился в администрацию Железнодорожного района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации Железнодорожного района № 1458 от 25.06.2010г. он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во исполнение Постановления администрации Алтайского края №8 т 15.01.2008г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», подал документы в Управление по делам образования и молодежи Алтайского края для включения в список желающих получить безвозмездную субсидию для приобретения жилья.

Однако, ему в этом отказано по причине достижения 24-летнего возраста.

В связи с тем, что данное нарушение возникло по независящим от него причинам, так как решение о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях принималось длительное время и на момент принятия Постановления он достиг возраста 24-х лет, просил восстановить право на получение данной субсидии и обязать ответчика включить его в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на право получения безвозмездной субсидии.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что в силу п. 4.2. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края от 15.01.2008г. № 8, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии и желающий ее получить, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

В соответствии с п.4.3. указанного Положения данное заявление рассматривается с учетом документов, подтверждающих, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, не имеет жилья, зарегистрирован по месту подачи заявления, поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и выносится заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Заявка органа местного самоуправления на представление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору найма.

В деле отсутствует заявление истца о получении субсидии, имеется только заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что является нарушением процедуры для получения субсидии.

Кроме того, управление является ненадлежащим ответчиком, так как свои полномочия выполнило, анкета и представленные к ней документы были рассмотрены, но в связи с пропуском срока подачи документов и отсутствием заявления, документы возвращены в адрес органов местного самоуправления.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

      В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.06г. № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Граждане, категории которых установлены настоящим Законом, признаются нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма при условии:

1) наличия оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

2) проживания в одной комнате или в однокомнатной квартире лиц разного пола, за исключением супругов.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.06г. № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан:1) семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Алтайского края, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ;

2) семьи погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Алтайского края, финансирование служебной деятельности которых осуществляется за счет средств краевого бюджета;

3) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) граждане, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

5) иные категории граждан, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона Алтайского края № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

      В соответствии с п. 3.1. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года.

      Согласно пункту 4.2. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

         Согласно пунктом 4.3. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

В судебном заседании установлено, что Бобрышев И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его мать- Корченова Е.Д. умерла, отец- Бобрышев А.И. лишен родительских прав.

На основании Постановления администрации г. Рубцовска № 739 от 26.05.1994г. Бобрышев И.А. признан лишенным попечения родителей и направлен в детский дом (л.д.12-15, 23).

Постановлением администрации Железнодорожного района № 1458 от 25.06.2010г. он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д.15).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд учитывает, что первоначально Бобрышев И.А. обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 15.09.2009г., то есть до достижения им возраста 23-х лет.

Однако, ввиду отсутствия у него необходимых документов в полном объеме (л.д.19, ) решение о постановке на очередь было принято только 25.06.2010г. При этом, ни органы опеки и попечительства, ни должностные лица администрации не разъяснили истцу право на получение субсидии, и необходимость подачи для этого заявления, несмотря на то, что Бобрышев И.А. неоднократно доносил в администрацию Железнодорожного района необходимые документы, затем в судебном порядке устанавливал факт проживания в определенные периоды, поскольку проживал без регистрации.

В связи с этим, обращение истца с требованиями получении безвозмездной субсидии за пропуском установленного законом возраста ( 23-х лет), не может быть поставлено ему в вину и служить отказом для признания права на получение безвозмездной субсидии.

Суд также учитывает и тот факт, что в силу п. 4.2. Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий, право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья имеет лицо не только изъявившее желание ее получить, но и стоящее в очереди на получение жилья, а Бобрышев И.А. был поставлен на эту очередь только 25.06.2010г., уже после достижения им двадцатитрехлетнего возраста.

         Рассматривая требования истца об обязании Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края внести его в список банка данных о лицах из числа детей-сирот и детей, желающих получить безвозмездную субсидию из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья, суд находит его преждевременным, и отказывает в его удовлетворении, поскольку данное решение суда будет являться основанием для включения Бобрышева И.А. в указанный список.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

     РЕШИЛ:

Исковые требования Бобрышева И.А. удовлетворить частично.

Признать за Бобрышевым И.А. право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как за лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в 10-дневный срок с момента изготовления его в мотивированном виде.

Судья                    Е.А.Полуянова