о признании членства недействительным.



Дело № 2-340/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» февраля 2011года г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Филипповой О.В.

при секретаре Носковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ишкова С. В. к ЖСК «Дом» о признании договора, акта приема-передачи недействительными, взыскании суммы,

У С Т А Н О В И Л:

В Железнодорожный районный суд г. Барнаула обратился Ишков С.В. с иском к ЖСК «Дом» о признании договора, акта приема-передачи недействительными, взыскании суммы, просила признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в Жилищно-строительном кооперативе «Дом», заключенный между ЖСК «Дом» и Ишковым С.В. и акт приема – передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК «Дом» и Ишковым С.В.

В обоснование заявленных требований указывает, что истец Ишков С.В. заключил договор от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в ЖСК «Дом». В соответствии с условиями указанного договора, Ишков С.В. вступает в члены ЖСК «Дом» с целью строительства жилого дома по <адрес> в <адрес> и получения в собственность в данном доме однокомнатной квартиры строительный общей проектной приведенной площадью 36 кв.метров на 9 этаже в блок - секции путем внесения паевого взноса, а ЖСК «Дом» обязалось передать истцу вышеуказанный пай. Согласно п. 2.1. договора паевой взнос произведен путем передачи имущества (по акту приема-передачи на момент составления договора – приложение ) со следующими характеристиками: однокомнатная квартира строительный общей проектной приведенной площадью 36 кв.м на 9 этаже в блок - секции в доме по <адрес>. Условия договора были выполнены истцом в полном объеме, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Истец полагает, что данный договор и составленные между истцом и ответчиком документы во исполнение указанного договора являются ничтожными, поскольку в соответствии с уставом ЖСК «Дом» основной целью деятельности является завершение строительства, сдача в эксплуатацию дома по адресу: <адрес> и передачей помещений в доме членами кооператива. На сегодняшний день кооператив фактически и юридически никакого строительства дома вести не может в виду отсутствия прав на земельный участок и разрешительной документации.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в Жилищно-строительном кооперативе «Дом» в качестве паевого взноса указана однокомнатная квартира строительный номер общей проектной приведенной площадью 36 кв.м на 9 этаже в блок секции в доме по <адрес>. Юридически квартиры указанной по тексту договора не существует, так как строительство дома не закончено и он в эксплуатацию в установленном законом порядке не сдан.

Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возложить на должника обязанность передать индивидуально-определенную вещь (ст. 398 Гражданского кодекса Российской Федерации). Между тем под индивидуально-определенным имуществом понимаются вещи, определяемые присущими им индивидуальными признаками, то есть имущество, обладающее признаками, позволяющими безусловно выделить его среди иного имущества.

Поскольку указанный в договоре объект не построен и не сдан в эксплуатацию, следовательно, как объект гражданского оборота и как индивидуально-определенная вещь не существует. В связи с этим вещь (объект), которая не существует, не может быть передана.

Гражданским кодексом Российской Федерации к недвижимым вещам относятся в том числе и объекты незавершенного строительства.

Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, (ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Кроме того, в соответствии со ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Государственная регистрация на незавершенный строительством дом по адресу <адрес> не произведена.

Поскольку жилой дом по <адрес> в <адрес> не был сдан в эксплуатацию и объект строительства не завершен, то в юридическом смысле нет и подлежащих регистрации как объектов недвижимости квартир, следовательно нет права собственности у истца на <адрес> в <адрес> нет и права передачи квартиры.

Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона ничтожна (недействительна) и не влечет юридических последствий. Следовательно, как полагает истец, договор от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в Жилищно-строительном кооперативе «Дом», акт приема передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные в отношении и юридически не существующего имущества, являются ничтожными.

Истец Ишков С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании присутствовала представитель истца Ишкова С.В. – Ишкова Л.И., поддержала требования, заявленные в исковом заявлении.

Представитель ЖСК «Дом» в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке по адресу: <адрес>, в суд возвращен конверт с уведомление с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Статья 160 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Судом установлено, что между истцом и ответчиком ЖСК «Дом» был заключен договор об инвестировании строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которых он принимал участие в инвестировании строительства многоэтажного жилого дома по адресу <адрес> путем внесения денежных средств, а ответчик ООО «Барнаулинвестстрой» обязался передать истцу после ввода в эксплуатацию указанного выше жилого дома квартиру в данном доме (л.д. 4).

Договорные обязательства истца, последним исполнены, стоимость квартиры оплачена, что подтверждается соответствующей справкой об отсутствии задолженности (л.д. 14).

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Середа Е.А. к ЖСК «Дом» о признании сделок недействительными, установлено, что согласно договору перенайма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Барнаулинвестстрой» и ЖСК «Дом» от ООО «Барнаулинвестстрой» все права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ переходят ЖСК «Дом». Однако поскольку указанный договор не был составлен с арендодателем, ГУ имущественных отношений Алтайского края, то в настоящее время арендатором земельного участка является ООО «Барнаулинвестстрой». Также ЖСК «Дом» не имеет разрешения на строительство дома по <адрес>, функции застройщика от ООО «Барнаулинвестстрой» к ЖСК «Дом» не переданы, акты ввода дома в эксплуатацию отсутствуют.

Не смотря на это, ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Дом» и истцом заключен договор о членстве в ЖСК «Дом», согласно которому ЖСК «Дом» распорядился паями в виде помещений в строящемся доме по адресу <адрес> которые юридически не существуют, так как строительство дома не закончено, дом находится на земельном участке, не переданном в аренду ЖСК «Дом», и он не введен в эксплуатацию.

В соответствии с п. 1.3. договора ЖСК обязуется передать в собственность пайщика Ишкова С.В. квартиру.

В соответствии с договором об инвестировании, заключенным между истцом и ООО «Баранулинвестстрой», последнее осуществляло строительство жилья не для себя, а выполняло лишь функцию застройщика с последующей передачей квартир инвестору - истцу по делу, следовательно, правом на распоряжение каким либо образом имуществом истца ООО «Барнаулинвестстрой» не располагало.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что договор от ДД.ММ.ГГГГ о членстве в жилищно-строительном кооперативе, заключенный между ЖСК «Дом» и Ишковым С.В. и акт приема-передачи квартиры к нему от ДД.ММ.ГГГГ, составленный между ЖСК «Дом» и Ишковым С.В. являются сделками недействительными в силу их ничтожности, так как они противоречат требования закона.

На основании изложенного суд требования истца удовлетворяет в полном объеме.

Суд взыскивает с ЖСК «Дом» в пользу Ишкова С.В. сумму, оплаченную в качестве членского взноса в размере 10000 рублей.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ЖСК «Дом» в пользу истца Ишкова С.В. подлежит взысканию в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины сумма в размере 600 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ишкова С. В. удовлетворить.

Признать договор о членстве в ЖСК «Дом» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между ЖСК «Дом» и Ишковым С. В., недействительными.

Взыскать с ЖСК «Дом» в пользу Ишкова С. В. сумму, оплаченную в качестве членского взноса в размере 10000 рублей, расходы по госпошлине в размере 600 рублей, а всего 10600 рублей.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в кассационном порядке.

Судья О.В. Филиппова