о компенсации морального вреда



Дело № 2-317\2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2011 года                                                                                              г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края

в составе:

председательствующего Этвеш К.Н.

при секретаре                     Кувалаки И.Е.

с участием прокурора        Рожковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ш. Д.А. к Алтайскому линейному управлению внутренних дел на транспорте и Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

В Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к Алтайскому линейному управлению внутренних дел на транспорте, а после уточнения требований также к Министерству финансов Российской Федерации обратился Ш., просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в его пользу 1 000 000 рублей в счет компенсации причиненного ему морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и заключен под стражу в порядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в качестве обвиняемого в изолятор временного содержания АЛУВДТ. В отношении него с ДД.ММ.ГГГГ была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. С ДД.ММ.ГГГГ Ш. была изменена мера пресечения в виде подписки о не выезде. Уголовное дело было прекращено ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием состава преступления и разъяснено его право на реабилитацию.

В результате незаконного привлечения к уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления, предусматривающего наказание до 20 лет лишения свободы и применения в отношении Ш. меры пресечения в виде заключения под стражу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в виде подписки о невыезде ему были причинены физические страдания, которые выразились в причинении вреда здоровью. За время содержания в изоляторе временного содержания пытался покончить жизнь самоубийством различными способами, отказывался от приема пищи на протяжении нескольких суток в знак протеста с незаконным задержанием, организм был сильно истощен, Ш. находился в состоянии сильного психологического стресса, на фоне чего развилось тяжелое заболевание - туберкулез легких, которым страдает до настоящего времени, сотрудниками АЛУВДТ оказывалось давление, жалобы на незаконные действия сотрудников Западно-Сибирского УВДТ были оставлены без внимания руководством ИВС АЛУВДТ, был лишен заработка.

      Истец Ш. отбывает в настоящее время наказание в местах лишения свободы. Поскольку гражданский процессуальный кодекс РФ не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами, то суд, с учетом надлежащего извещения истца о времени и месте рассмотрения дела, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Алтайского линейного управления внутренних дел на транспорте Гунько Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что в их удовлетворении следует в полном объеме отказать, поскольку каких-либо умышленных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов по привлечению Ш. к уголовной ответственности не имелось, на момент его задержания и заключения под стражу имелись законные основания и повод для возбуждения в отношении него уголовного дела и применения к нему мер процессуального принуждения. До этого Ш. зарекомендовал себя как не законопослушный гражданин, был ранее судим за совершение преступлений.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Истцом не представлены достоверные доказательства причинения ему морального вреда в результате незаконного уголовного преследования. При установлении факта нравственных страданий и вреда здоровью нельзя руководствоваться только субъективными показаниями истца, необходимо учитывать доказательства в совокупности.

Кроме того, вред здоровью, в результате попыток суицида, в период содержания в ИВС Алтайского линейного УВД на транспорте, как указывает истец, причинен им самим (осознано и по своей воли), а не действиями должностных лиц администрации учреждения. Указанное обстоятельство подтверждает отсутствие причинно-следственной связи между действиями сотрудников и вредом здоровья.

Так же истцом не представлены доказательства того факта, что в период содержания в ИВС на него оказывалось давление органами следствиями.

Истец сам не обладает специальными знаниями в области медицины, поэтому не может сделать достоверный вывод о причине возникновения у него заболевания туберкулез легких. Иных доказательств наличия заболевания и причины его возникновения истцом не представлено.

Представитель третьего лица - Барнаульской транспортной прокуратуры Рожкова О.В. возражала против удовлетворении заявленных требований, полагая, что в их удовлетворении следует в полном объеме отказать, поскольку Ш. не представлено доказательств причинения ему вреда, а также доказательств причинения сотрудниками АЛУДТ физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права истца либо посягающими на принадлежащие истцу, как гражданину другие нематериальные блага.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Согласно пункту 3 части 2 этой же статьи право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные, страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

В силу пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 273 от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела уголовное дело в отношении Ш. возбуждено ДД.ММ.ГГГГ следователем СЧ СО при Западно-Сибирским УВД Колесниковой О.Н. на основании рапорта о/у ОРЧ КМ Западно-Сибирского УВДт Рыжих А.Ю. в отношении Ш. и Титова В.В. по признакам преступления, предусмотренного пунктом «г» части 3 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту сбыта последними ДД.ММ.ГГГГ около 13 час. 35 мин. в кафе «Русь» на площади Победы 9 <адрес> наркотического средства - марихуаны массой 725 граммов Петрову СИ.

Ш. ДД.ММ.ГГГГ был задержан в порядке статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районным судом г. Барнаула в отношении Ш. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ДД.ММ.ГГГГ Ш. изменена мера пресечения на подписку о невыезде, и в тот же день он освобожден из ИВС АЛУВДт.

ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения в виде подписки о невыезде в отношении Ш. отменена.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя СЧ СО при Западно-Сибирском УВД на транспорте производство по уголовному делу и уголовное преследование в отношении Ш. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Довод истца о том, что на момент возбуждения уголовного дела Ш. имел заработок, которого лишился, в ходе судебного рассмотрения не нашел своего подтверждения, поскольку Ш. не представлено доказательств того, что он работал. При этом из объяснений и протоколов допроса Ш., имеющихся в материалах уголовного дела следует, что Ш. нигде не работал.

Кроме этого, истец сам указывает о том, что причиненный вред здоровью в результате суицида в период содержания в ИВС АЛУВДт причинен им самим и по своей воле, а не в результате неправомерных действий сотрудников милиции.

Как следует представленных в судебное заседание журналов учета водворенных в ИВС АЛУВДТ, из книги покамерного распределения лиц, водворенных в ИВС АЛУДВТ, из ведомостей на выдачу питания подозреваемым и обвиняемым ИВС АЛУВДТ, Ш. получал ежедневно питание, о чем имеются его росписи в журналах, также о том, что жалоб на состояние здоровья и на условия содержания в ИВС АЛУВДТ от него также не поступало, о чем имеются его росписи в журналах. Лишь из журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС АЛУВДТ на странице 58 видно, что за номером 385КР25 имеется запись о том, что от Ш. поступила жалоба о порезе руки ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 40 минут, однако травма руки была незначительной, таким образом Ш. пытался добиться целей имеющих для него значение.

Не доказаны доводы истца о приобретении им в период содержания под стражей заболевания - туберкулеза легких. Согласно медицинскому заключению Ш. страдает заболеванием туберкулез легких с 1996 года.

На основании статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом характера причиненных истцу нравственныхстраданий, учитывая, что Ш. находился в ИВС АЛУВДт в течение 10 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ под стражей в условиях изоляции от общества, отсутствие возможности ведения активного образа жизни, полноценного общения с родственниками и сверстниками и 8 дней Ш. находился под подпиской о невыезде, недоказанность причинно-следственной связи между имеющимися у истца заболеваниями и нахождением его в метах лишения свободы, требования разумности и справедливости суд взыскивает с Министерства финансов Российской Федерации в счет компенсации морального вреда в пользу Ш. 5 000 рублей, удовлетворяя тем самым частично требования истца.

         На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования Ш. удовлетворить частично.

     Взыскать в пользу Ш. Александровича с Министерства финансов Российской Федерации <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу и подписки о невыезде.

      В удовлетворении остальной части заявленных требований Ш. отказать.

      Алтайское линейное управление внутренних дел на транспорте от обязанностей по иску освободить.

         Решение сторонами может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья:                                                                                                                             К.Н Этвеш