Дело № 2 - 49/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 марта 2011 года г. Барнаул Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего судьи Полуяновой Е.А., при секретаре Ивановой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харитонова В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о назначении досрочной пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Харитонов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Харитонов В.А. просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле включить ему в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период его работы с <данные изъяты> в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах и назначить ему досрочную пенсию по старости с 26.05.2010г. В обоснование заявленных требований истец указал, что 26.05.2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах на основании пп.10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Однако ответчиком ему отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в специальный стаж, дающий на неё право, не включен период его работы с <данные изъяты> в должности водителя в Автоколонне №1243 в связи с тем, что документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах. В специальный стаж Харитонова В.А.засчитано лишь 15 лет 10 месяцев 6 дней, что позволяет назначить досрочную пенсию с 58 лет, как следует из решения об отказе в установлении пенсии от 08.07.2010 года № 52.2.1. Считая отказ Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края необоснованным, истец просил обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 26.05.2010г. Истец, его представитель по ходатайству Суворова О.И в судебное заседание не явились, извещались в соответствии с законодательством, причины неявки суду неизвестны. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представлен отзыв, согласно которому Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. Спорные периоды работы Харитонова В.А. не подлежат зачету в специальный стаж в связи с тем, что документально не подтверждена занятость истца на регулярных городских пассажирских маршрутах. В стаж работы Харитонова В.А. по Списку №2 засчитано <данные изъяты>, а в стаж работы в соответствии с пп.10 п.1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ с учетом суммирования работ по Списку №2 и №1 составляет 15 <данные изъяты> на момент обращения в пенсионный фонд. Согласно п.3. ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, характер работы свидетелями не подтверждается. С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика. Суд, исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, заключения эксперта, приходит к следующему. Досрочно трудовая пенсия по старости, согласно пп. 10 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст.39). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, и, таким образом, конституционное право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение включает и его право на получение пенсии в определенных законом случаях и размере. Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой деятельности, ее объема и характера. Решением УПФР в г. Барнауле от 08.07.2010 года № 52.2.1 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. в специальный стаж, дающий на неё право, не включены период его работы с <данные изъяты> в должности водителя 2 класса городского пассажирского транспорта Автоколонны №1243 в связи с тем, что документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах (л.д.8). При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.02 г. №516. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим работы с тяжелыми условиями труда, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.. Истцу для назначения досрочной пенсии необходимо подтвердить постоянную занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах при условии продолжительности рабочего времени не менее 80% в месяц (п.1 Письмо Минтранспорта РФ от 02.07.1992г.) Судом установлено при рассмотрении дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Харитонов В.А. назначен водителем автобуса 2 класса Автоколонны №1243, что подтверждается трудовой книжкой, приказом (л.д.15. 61), допущен к самостоятельной работе с 11.04.1989г. С 11.04.1989г. за Харитоновым В.А. закреплен Лиаз-677 №8753. (л.д.21) В архивной справке №Х-2 от 24.02.2010г. содержатся сведения о фактически отработанном истцом времени за периоды <данные изъяты>.(л.д.53-59) В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», «Автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3); «Автобусный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Регулярные перевозки - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобусы, трамваи и троллейбусы являются городским электротранспортом и осуществляют перевозку пассажиров в пределах города по определенным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров в строго обозначенных остановочных пунктах. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений. Государственное предприятие транспорта общего пользования автоколонны №1243 г.Барнаула зарегистрировано на основании постановления администрации Железнодорожного района №389 от 20.04.1992г. Как следует из Устава, Предприятие создано с целью удовлетворения потребностей предприятий и населения в пассажирских перевозках. Согласно ответу на запрос суда, ОАО «БарнаулПассажирТранс» не является правопреемником Автоколонны №1243, БУМ АТП, МУ АТП,т.к. данные преприятие ликвидированы, архивы находятся в городском архиве. Согласно ответу Архивного отдела администрации города Барнаула на запрос суда, договоры о полной материальной ответственности, должностные инструкции работников автоколонны на хранение в архив не передавались. (л.д.60) Представлены ведомости по начислению заработной платы за период <данные изъяты> На основании определения суда от 21.10.2010г. по делу была проведена судебная экспертиза условий труда, проведение которой было поручено экспертам Управления Алтайского края по труду и занятости населения. Целью проведения экспертизы было определить условия труда Харитонова В.А. в период <данные изъяты> (а именно: занятость в указанный период на регулярных городских пассажирских маршрутах), а также соответствие его работы в период с <данные изъяты> условиям, предусмотренным Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10. По ходатайству представителя ответчика определением суда от 22.12.2010г. назначена дополнительная судебная экспертиза условий труда, в связи с тем, что экспертами не был дан ответ на поставленный судом в определении от 21.10.2010г. первый вопрос об определении характера работы Харитонова В.А. в период <данные изъяты> Согласно заключениям экспертизы, в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие объективно установить, работал ли Харитонов В.А. <данные изъяты> на регулярных городских пассажирских маршрутах (паспорта маршрута, схемы с указанием номеров и наименований маршрутов, графиков движения). Косвенным подтверждением работы в регулярном режиме на городских пассажирских маршрутах могут служить ведомости по начислению и удержанию заработной платы и расчетные листки Харитонова В.А. за <данные изъяты> При этом Харитонов В.А. не выработал норму рабочего времени <данные изъяты> Определить продолжительность рабочего времени Харитонова В.А. с <данные изъяты> в январе 1997г. не представляется возможным. Работа Харитонова В.А. в период <данные изъяты> не соответствовала условиям, предусмотренным Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях. Согласно ответу Архивного отдела администрации города Барнаула на запрос суда от 18.01.2011, паспорта маршрутов, схемы с указанием номеров и наименований маршрутов, графиков движения Автоколонной №1243 на хранение в архивный отдел не передавались. Представленные истцом схемы маршрутов с достоверностью не подтверждают его регулярную занятость в должности водителя автобуса на городских пассажирских маршрутах. Ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Суд оказал стороне истца посильное содействие в сборе доказательств, направляя запросы и удовлетворив ходатайство о назначении экспертизы условий труда. Согласно п.3. ст.13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, характер работы свидетелями не подтверждается. Даже при условии зачета в специальный стаж косвенно подтвержденных периодов работы (<данные изъяты>), суммированный стаж для назначения досрочной пенсии составил бы менее 20 лет. При оценке пенсионных прав истца, исходя из указанных норм закона, а также учитывая Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года №25, суд приходит к выводу, что собранные по делу допустимые доказательства в их совокупности не свидетельствуют с достоверностью о том, что период работы Харитонова В.А. <данные изъяты> в должности водителя Автоколонны №1243 подлежат включению в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на основании ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Харитонова В.А. о включении периодов в специальный стаж, а, следовательно, во взыскании с ответчика компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Харитонову В.А. отказать. Решение сторонами может быть в кассационном порядке обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Барнаула. Судья Е.А.Полуянова