Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2010 года
Судья Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ Левшукова Т.Л.
при секретаре Жигмитовой Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Байкалфарм» о возложении обязанности приостановить погрузочно-разгрузочную деятельность,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности на ОАО «Байкалфарм» приостановить погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушения закона - до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В судебном заседании пом.прокурора Перинов В.А. исковые требования поддержал и пояснил, что проведенной Бурятской транспортной прокуратурой проверкой установлено отсутствие лицензии у ОАО «Байкалфарм» на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В соответствии с Уставом Общество является коммерческой организацией, цель деятельности которой - получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются производство, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля алкогольной и иной продукцией. Для достижения указанных целей Обществом осуществляется прием и разгрузка из железнодорожных вагон-цистерн опасных грузов - спирта этилового на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающем к станции Заудинский через стрелку №. Указанный путь необщего пользования расположен на территории базы ОАО «Наименование» по адресу: (адрес). Доставка спирта до места разгрузки осуществляется железнодорожным транспортом на основании договора между Обществом и ОАО Наименование на подачу и уборку вагонов. Разгрузка спирта осуществляется работниками Общества ГГГ, ВВВ, ААА, БББ на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ОАО «Наименование», путем слива этилового спирта из железнодорожных вагон-цистерн в автоцистерну с использованием насоса ВКс 20/15 К5, принадлежащего Обществу. За период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх г. ОАО «Байкалфарм» осуществило разгрузку путем слива № вагон-цистерн с этиловым спиртом, являющимся опасным грузом, общей массой 1197 тонн, в том числе 04, 11 и хх.хх.хххх г. разгружено № вагон-цистерны с этиловым спиртом общей массой 195 тонн; 05, 06, 12 и хх.хх.хххх г. произведена разгрузка № вагон-цистерн с этиловым спиртом общей массой 262 тонны. Согласно Приказу МПС РФ от 18.06.2003 г. № 25 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума», а также Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными Приказами МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2, МПС от 25.11.1996 г. № ЦМ-407, спирт этиловый по своим качествам является опасным грузом и относится к 3 классу опасности, аварийная карточка 308. В соответствии с требованиями пп.70 п.1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. В силу ст. 4 вышеназванного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Представитель ответчика Лю Д.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что на момент обращения Бурятским транспортным прокурором с исковым заявлением о приостановке ОАО «Байкалфарм» погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в суд, ОАО «Байкалфарм» не получило лицензию на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Тем не менее, ОАО «Байкалфарм» предприняло все необходимые меры по устранению нарушения закона. Для получения лицензии ОАО «Байкалфарм» направил в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии документов: хх.хх.хххх г. Ростехнадзором утверждено заключение экспертизы промышленной безопасности на «План локализации ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на пункте по приёмке этилового спирта, принадлежащем ОАО «Байкалфарм», расположенном на территории ОАО «Наименование» по адресу: (адрес) Данное заключение необходимо для получения лицензии на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.Кроме того, в пакет документов необходимых для получения лицензии на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте входит План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на спиртохранилище № ОАО «Байкалфарм», а также план локализации и ликвидации аварийных ситуаций на спиртохранилище № ОАО «Байкалфарм». По данным документам было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности, которая хх.хх.хххх г. была утверждена Ростехнадзором. хх.хх.хххх г. ОАО «Байкалфарм» получило Лицензию на осуществление деятельности: Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов - хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом; - использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0, 07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. ОАО «Байкалфарм» сделало запрос в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Управление государственного железнодорожного надзора, который в соответствии с пунктом 2 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», является лицензирующим органом о предоставлении подтверждения о том, что последним действительно получено заявление и осуществляется рассмотрение пакета документов необходимых для получения лицензии на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.49 ГК РФ предусмотрено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица хх.хх.хххх г. за основным государственным регистрационным номером №, место нахождения - РФ, (адрес)
В соответствии с требованиями пп.70 п.1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. В силу ст. 4 вышеназванного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно Приказу МПС РФ от 18.06.2003 г. № 25 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума», а также Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденными Приказами МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2, МПС от 25.11.1996 г. № ЦМ-407, спирт этиловый по своим качествам является опасным грузом и относится к 3 классу опасности, аварийная карточка 308.
Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у ОАО «Байкалфарм» отсутствует. ОАО «Байкалфарм» представлены суду документы, свидетельствующие о том, что работа по получению лицензии проводится, все необходимые документы поступили в лицензирующий орган хх.хх.хххх г.
Принимая во внимание, что выгружаемые ответчиком опасные грузы согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в силу присущих им свойств при определенных условиях перевозки, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Основные формы проявления транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными, грузами, приведены в групповых или индивидуальных аварийных карточках Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МЧС РФ от 31.10.1996 г. № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 г. № ЦМ-407.
Так, спирт этиловый (аварийная карточка № 308) обладает следующими основными свойствами и видами опасности: горюч, легко воспламеняется от искр и пламени, пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, которые могут распространяться далеко от места утечки, емкости могут взрываться при нагревании, в порожних емкостях из остатков могут образовываться взрывоопасные смеси. Этиловый спирт представляет опасность для человека.
Осуществление ОАО «Байкалфарм» погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отсутствии лицензии заведомо создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, возможность уничтожения или повреждения имущества, опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Одним из способов защиты прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ является пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОАО «Байкалфарм» приостановить погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте до устранения нарушения закона - до получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Взыскать с ОАО «Байкалфарм» государственную пошлину в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.
Судья:Т.Л.Левшукова.
Копия верна:судья: Т.Л.Левшукова.