Решение по делу № 2-1691-2010 от 27.07.2010 г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2010 года г.Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Назимова П.С., при секретаре Лавриной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова В.П. к ОАО «ТГК-14» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд, истец Давыдов В.П. просит признать неправомерным начисление и взимание ОАО «ТГК-14» платы за тепловую энергию за период года, когда отопление жилых помещений не проводится; обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление и вернуть ему неправомерно полученные денежные средства за отопление в летние месяцы за период с 01 апреля 2006 года по день принятия судом решения; взыскать стоимость услуг представителя в размере 7500 руб.; стоимость судебных расходов в размере 400 руб.; компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. Исковые требования мотивированы следующим. ОАО «ТГК-14» неправомерно начисляет и взимает плату за тепловую энергию за 12 месяцев в году, в то время как истец использует тепловую энергию для отопления жилого помещения только в период отопительного сезона. Согласно ст. 544 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в РФ» оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если оное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Договор энергоснабжения заключенный между истцом и ответчиком, не определяет порядок расчетов за тепловую энергию. Установить порядок оплаты потребленной энергии в одностороннем порядке ОАО «ТГК-14» не имеет права. Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральном законом. В пункте 7.3.3 Методики учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 23 февраля 1999 года предусмотрено, что организации теплоснабжения должны вести раздельный учет тепловой энергии на теплоснабжение и тепловой энергии. Необходимость ведения такого учета обусловлена неравномерностью предоставления этих услуг: центральное отопление - в течение отопительного сезона, горячее водоснабжение - круглогодично. Ведение раздельного учета, и соответственно взимание платы за каждую из этих услуг в период, когда она оказывается, создает объективные условия для нормальных финансовых взаимоотношений с потребителями. Согласно п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель имеет право быть освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период их временного отсутствия. Договором энергоснабжения, заключенным между истцом и ответчиком, оплата тепловой энергии в летние месяцы не предусмотрена. Согласно п. 61 названных Правил гражданам при перерывах в предоставлении коммунальных услуг, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных, общих приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг. В летние месяцы отопление жилых помещений не осуществляется, на теплосетях проводятся профилактически работы, следовательно плата за отопление должна быть уменьшена на размер стоимости непредоставленной услуги отопления.

Определением суда по ходатайству истца к участию в деле привлечены Республиканская служба государственной жилищной инспекции и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании истец Давыдов В.П. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ОАО «ТГК-14» по доверенности Бодрянова В.Ю. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (Приложение) утверждена формула определения норматива отопления с делением на 12 месяцев. Согласно решению Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г.Улан-Удэ от 10 января 2003 года № 1/3 «Об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г.Улан-Удэ» расчеты за услуги по центральному отоплению производятся равными долями в течение календарного года. Поэтому считает, что действия ОАО «ТГК-14» по начислению и взиманию оплаты в летние месяцы являются обоснованными и действующему законодательству не противоречат. Просила в иске отказать.

3-е лица Республиканская служба государственной жилищной инспекции и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в судебное заявление не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям Жилищного кодекса РФ (статья 30) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Согласно действующему законодательству (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) размер оплаты за полученную тепловую энергию может определяться исходя из фактических объемов потребления, определяемых с использованием показаний приборов учета. Указанные приборы учета могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

В случае отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома для осуществления размера оплаты за коммунальные услуги используются показания коллективных (общедомовых) приборов учета.

При отсутствии у потребителей как индивидуальных, так и коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления данных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Поскольку теплосчетчик в квартире истца отсутствует, то начисление производится по нормативу потребления тепловой энергии, который определяется в порядке, установленном Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.

Норматив потребления - это месячный объем (количество) потребления тепловой энергии потребителем. Он определяется по формуле, содержащейся в указанных Правилах № 306. Данная формула предусматривает распределение количества потребленной тепловой энергии равномерно в целом на весь календарный год (т.е. 12 месяцев), а не иной период (например, отопительный сезон, продолжительность которого составляет менее 12 месяцев).

Норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений установлен решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 05 декабря 2003 года № 466-51 и составляет 0,0233 Гкал на кв.м. в месяц.

Решением Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г.Улан-Удэ от 10 января 2003 года № 1/3 «Об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г.Улан-Удэ» расчеты за услуги по центральному отоплению производятся равными долями в течение календарного года.

Таким образом, при установлении размера ставок оплаты за отопление учтено, что фактически отопление в летние месяцы не осуществляется. Данные ставки оплаты подразумевают внесение ежемесячных равномерных платежей за отопление вне зависимости от того, осуществлялось ли в текущем месяце отопление жилого помещения.

Действующим законодательством наряду с оплатой за фактически потребленное тепло в период отопительного сезона, предусмотрена оплата тепловой энергии в расчете за год, а не исключительно за период отопительного сезона.

С учетом изложенного, доводы истца Давыдова В.П. о неправомерном начислении ОАО «ТГК-14» оплаты за отопление в течение всего календарного года являются несостоятельными. Следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Давыдова В.П. к ОАО «ТГК-14» о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья Назимова П.С.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200