РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2010 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Пономаренко И.С., при секретаре Микалюк В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никовыриной Е.В. к Центру об установлении и выплате пенсий о включении периодов работы в специальный трудовой стаж для назначения пенсии и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Никовырина Е.В. обратилась в суд с иском о включении периодов нахождения в учебных отпусках в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.
Истец Никовырина Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью по доводам указанным в иске. Уточнила, что просит назначить ей пенсию с **** г., т.к. в этот момент по ее подсчетам у нее возникает право на досрочную пенсию. Суду пояснила, что во все указанные в иске периоды времени находилась в учебных отпусках, т.к. получала высшее образование по специальности «учитель немецкого языка» в Иркутском институте иностранных языков. До и после указанных периодов работала в Октябрьской восьмилетней школе.
Представитель ответчика по доверенности Дамбиева Е.Б. исковые требования не признала, суду пояснила, что указанные периоды работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. не могут быть включены в специальный стаж работы, так как в это время Никовырина свои трудовые обязанности не исполняла.
Суд, выслушав мнение сторон, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию возникает у лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В периоды работы, непосредственно предшествовавшие периодам нахождения Никовыриной Е.В. в учебных отпусках, а также следовавшие за указанными отпусками, последняя осуществляла педагогическую деятельность, дающую право на назначение досрочной трудовой пенсии, что представителем ответчика не оспаривалось и зачтено Никовыриной в специальный трудовой стаж.
Суду представлены лицевые счета на Никовырину Е.В. за ****-****.г., ****., согласно которым последней ежемесячно начислялась заработная плата, производились удержания налогов и пр.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Во вступившем в силу Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указано, что исчисление стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях должно осуществляться по ранее действующим правилам и нормам.
В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953, п. 3 приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно «Порядка зачета в педагогический стаж времени работы…», утвержденного Приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.
Поскольку Никовырина находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права - с **** г. по **** г. и с **** г. по **** г., с **** г. по **** г., с **** г. по **** г. До и после начала каждого из этих периодов предшествовали и следовала педагогическая деятельность в качестве воспитателя группы продленного дня Октябрьской восьмилетней школы, с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения Никовыриной в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
На момент обращения в Центр **** г. у Никовыриной Е.В. подтвержден специальный стаж работы – ****. Таким образом, не смотря на установленные судом периоды нахождения в учебных отпусках, на момент обращения в Центр у истца отсутствовал необходимый специальный стаж работы.
Согласно ст. 19 ч.ч. 1,2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Суду не представлены какие-либо доказательства обращения Никовыриной в органы Пенсионного Фонда РФ после **** г. Таким образом, основания для обязания ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с **** г. отсутствуют, поскольку на указанную дату последняя с заявлением о назначении пенсии не обращалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Никовыриной Е.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда (государственного учреждения) в Республике Бурятия включить Никовыриной Е.В. в специальный стаж осуществления истцом педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды учебных отпусков: с **** г. по **** г. и с **** г. по **** г., с **** г. по **** г., с **** г. по **** г.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: И.С. Пономаренко