решение от 23.07.2010



Дело № 2-2387/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2010г. г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ РБ Урбашкиева Э.К., при секретаре Ковтун Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Козловой А.А. о признании действий Республиканского агентства по делам семьи и детей незаконными и возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение жилья в городе Улан-Удэ,

У С Т А Н О В И Л:

Козлова А.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Республиканского агентства по делам семьи и детей, не согласившись с суммой выплаченных денежных средств на приобретение жилого помещения в размере 384120 руб., выделенных на основании решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10.12.2009г. по делу № 2-2795/09.

В обоснование своего заявления заявитель указывает, что средства на приобретение жилого помещение должны были быть выплачены в размере, исходя из стоимости жилья в ..., поскольку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях она вставала в ..., в ... проживает уже **** лет, детский дом и другие социальные учреждения ее на учет не ставили.

В судебном заседании заявитель Козлова А.А. свои требования поддержала, пояснила, что после окончания учебы в профессиональном ... в **** году устроилась на работу в ЗАО А, проживала и была прописана в общежитии ЗАО А, в **** году была поставлена на учет в Администрации ... района ... в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последующем вышла замуж, родила сына, все это время проживала и в настоящее время проживает в .... Просила суд признать действия Республиканского агентства по делам семьи и детей по выделению средств в размере, исходя из нормы сельской местности, незаконными и обязать выделить средства в размере, исходя из нормы ... местности.

В судебном заседании представитель Республиканского агентства по делам семьи и детей Французова Л.И, действующая на основании доверенности от 11.01.2010г., с требованиями по заявлению Козловой А.А. не согласилась, пояснила, что согласно Постановления Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, в соответствии с которым осуществляется выделение средств на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, денежные средства выделяются по месту выявления, то есть исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей. Понятие места выявления определяется нормами главы 18 Семейного Кодекса РФ. В данном случае Козлова А.А. была выявлена, как лицо, оставшееся без попечения родителей, именно в ... районе, в дальнейшем именно органами опеки и попечительства ... района было определено устройство Козловой А.А, кроме того, сама она родом из ... района, таким образом, оснований для выплаты денежных средств для приобретения жилого помещения, исходя из средней стоимости одного кв. м общей площади жилья по городской местности не имеется.

Приглашенный в судебное заседание в качестве свидетеля представитель Администрации ... П., действующая на основании доверенности от 10.06.2010г., пояснила, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может производиться, по их мнению, как в муниципальном образовании по месту выявления, так и в муниципальном образовании по месту регистрации данного лица, но при этом выделение денежных средств на приобретение жилого помещения должно производиться в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, исходя из места выявления лица и установления над ним соответствующей опеки.

В судебном заседании установлено, что Козлова А.А. (до замужества - Солохо А.А.) является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Единственный ее родитель, мать Солохо В.А. была лишена прав по решению ... районного суда от ****.. Постановлением ... районной администрации от **** № ____ Солохо А.А. была определена сначала в дошкольный ..., позже в Детский дом *. По окончании средней школы поступила в ... на учебу в ..., который закончила в ****.. В последующем Солохо А.А. устроилась на работу в ЗАО А, проживала и была прописана в общежитии ЗАО А, в ****. вышла замуж, в настоящее время проживает вместе с мужем в квартире своей свекрови Л. по адресу: ... Своего жилья не имела и не имеет. В **** году согласно распоряжения администрации ... района № ____ от ****. была поставлена на учет в Администрации ... района ... в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 10.12.2009г. исковые требования Козловой А.А. о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения были удовлетворены. Приказом И. О. руководителя Республиканского агентства по делам семьи и детей от 11.06.2010г. № 109-од Козловой А.А. были выделены ____ руб. на приобретение жилья, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по сельской местности в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ от 28.04.2010г. № 43.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ФЗ от 21.12.96г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Козловой А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положены дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст. 8 данного закона. Согласно данной норме, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данного положения федерального закона Постановлением Правительства РБ от 31.03.05г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, порядок обеспечения жилой площадью лиц, относящихся к данной категории, на территории Республики Бурятия регламентируется нормами, установленными вышеуказанным Положением.

Согласно указанного Положения дети -сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования в следующем порядке:

- после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений;

- после окончания учреждений всех видов профессионального образования - в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Пунктом 7 Положения установлено, что размер средств, выделяемых детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, для приобретения жилья рассчитывается, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья и социальной нормы площади жилья. Размер средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в разрезе муниципальных образований в РБ определяется Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ показатель средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья утверждается в зависимости от городской местности и сельской местности.

Из анализа норм данного Положения следует вывод о том, что размер выделяемых на приобретение жилого помещения средств лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, определяется, исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей, и соответственно, куда он должен обращаться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства муниципального образования.

В данном случае Козлова А.А. согласно требованиям данного Положения после окончания учреждения профессионального образования должна была бы обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства при Администрации ... района, так как местом выявления ее, как лица, оставшегося без попечения родителей, является муниципальное образование ... район. Постановлением ... районной администрации от ****. № ____ было определено ее дальнейшее устройство в соответствии с требованиями ст. 122, 123 Семейного Кодекса РФ.

Довод заявителя в обоснование своих требований, о том, что на учет она встала в ... районе ..., проживала и была зарегистрирована в ..., не может являться, по мнению суда, основанием для выплаты денежных средств, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. по городской местности, так как данное Положение не предусматривает выплату денежных средств в зависимости от того органа опеки и попечительства, где фактически заявитель встал на учет нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также данное Положение не предусматривает выплату денежных средств в зависимости от того, где фактически, в каком муниципальном районе проживает заявитель, или где хотел бы приобрести жилье.

Суд учитывает также, что пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По мнению суда, сама постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как по спискам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и по другим категориям лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, может осуществляться и по месту фактического проживания лица, нуждающегося в жилом помещении, однако обеспечение той меры социальной поддержки, которая предусмотрена вышеуказанным Положением по выплате денежных средств для приобретения жилого помещения, должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного Положения, то есть исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей.

Иной подход, по мнению суда, предполагал бы неравное положение по сравнению с теми лицами, которые бы в соответствии с требованиями данного Положения обратились в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Суд полагает, что Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденное Постановлением Правительства РБ № 102, не допускает возможности иного толкования.

Довод заявителя о том, что никто ее не выявлял, что она сама встала на учет нуждающихся в жилье по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, не может быть принят в связи с тем, что согласно пункта 2 данного Положения порядок постановки на такой учет носит заявительный характер, а понятие места выявления определяется, исходя из того смысла, который придается ему в соответствии с нормами главы 18 Семейного Кодекса РФ. Так, органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

При таких обстоятельствах суд считает действия Республиканского агентства по делам семьи и детей обоснованными и законными.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257- 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Козловой А.А. о признании действий Республиканского агентства по делам семьи и детей незаконными и возложении обязанности выделить денежные средства на приобретение жилого помещения, исходя из показателя средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по ... местности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Урбашкиева Э.К.

Копия верна: Урбашкиева Э.К.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200