решение от 18.08.2010



Дело № 2-2362/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2010 г. г. Улан-Удэ

Федеральный судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ РБ Урбашкиева Э.К., при секретаре Цыденовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Жамсуева А.Б. к Республиканскому агентству по делам семьи и детей об обязании выделить денежные средства для приобретения жилого помещения не ниже установленных социальных норм,

У С Т А Н О В И Л :

В суд обратился Жамсуев А.Б. с иском к Республиканскому агентству по делам семьи и детей об обязании выделить ему денежные средства для приобретения жилого помещения не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска указывает, что он является сиротой. Его родители погибли *** когда ему было ***. Опекуном стала его бабушка. В *** году окончил ... среднюю школу, в *** году закончил вуз. Своего жилья не имеет. *** принят на учет в Администрации ... района по улучшению жилищных условий по категории «сирота».

В судебном заседании истец уточнил свои исковые требования, просил обязать ответчика выделить ему денежные средства для приобретения жилого помещения не ниже установленных норм, в порядке, установленном Правительством РБ, исходя из норм городской местности. Мотивировал тем, что длительное время, с ***., когда поступил в вуз, проживает в г. Улан-Удэ, а также тем, что был поставлен на учет в Администрации ... района г. Улан-Удэ.

В судебном заседании представитель ответчика Французова Л.И., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований истца в части обязания выделения средств, исходя из показателя средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по городской местности. Пояснила, что согласно Постановления Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, в соответствии с которым осуществляется выделение средств на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, денежные средства выделяются по месту выявления, то есть исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей. Понятие места выявления определяется нормами главы 18 Семейного Кодекса РФ. В данном случае Жамсуев А.Б. был выявлен, как лицо, оставшееся без попечения родителей, именно в ... районе, опека над ним была установлена Решением исполкома ... сомонного совета народных депутатов ... района от ***., кроме того, сам он родом из с. ... ... района, таким образом, оснований для выплаты денежных средств для приобретения жилого помещения, исходя из средней стоимости одного кв. м общей площади жилья по городской местности не имеется.

Приглашенный в судебное заседание в качестве свидетеля представитель Администрации ... района г. Улан-Удэ Б. пояснила, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производилась в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по месту жительства, то есть по месту регистрации, в 2001 году Постановления № 102 еще не было.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Право истца на получение социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102 по обеспечению жилой площадью, не оспаривается ответчиком. Имеющимися в деле документами такое право подтверждается. Предметом спора является по существу размер выделяемых денежных средств.

Между тем суд не может согласиться с заявленным требованием истца в части выделения денежных средств по нормативам городской местности на основании следующего.

В соответствии с ФЗ от 21.12.96г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Жамсуеву А.Б., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положены дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст. 8 данного закона. Согласно данной норме, дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение данного положения федерального закона Постановлением Правительства РБ от 31.03.05г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Таким образом, порядок обеспечения жилой площадью лиц, относящихся к данной категории, на территории Республики Бурятия регламентируется нормами, установленными вышеуказанным Положением.

Согласно указанного Положения дети -сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обращаются с заявлением о предоставлении жилой площади в орган местного самоуправления муниципального образования в следующем порядке:

- после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения - в орган опеки и попечительства по месту их выявления либо нахождения указанных учреждений;

- после окончания учреждений всех видов профессионального образования - в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Пунктом 7 Положения установлено, что размер средств, выделяемых детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, для приобретения жилья рассчитывается, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья и социальной нормы площади жилья. Размер средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в разрезе муниципальных образований в РБ определяется Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ.

Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ показатель средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья утверждается в зависимости от городской местности и сельской местности.

Из анализа норм данного Положения следует вывод о том, что размер выделяемых на приобретение жилого помещения средств лицам, не имеющим закрепленного жилого помещения, определяется, исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей, и соответственно, куда он должен обращаться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства муниципального образования.

В данном случае согласно требованиям данного Положения после окончания учреждения профессионального образования истец должен был обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства при Администрации ... района, так как местом выявления его, как лица, оставшегося без попечения родителей, является муниципальное образование ... район. Решением исполкома ... сомонного совета народных депутатов ... района от *** опекуном малолетнего Жамсуева А.Б. назначена была его бабушка Ш.. То есть данным Решением было определено его дальнейшее устройство в соответствии с требованиями ст. 122, 123 Семейного Кодекса РФ.

Довод истца в обоснование своих уточненных требований, о том, что на учете в качестве нуждающихся в жилье он стоит в Советском районе г. Улан-Удэ, проживает и зарегистрирован в городе Улан-Удэ уже длительное время, не может являться, по мнению суда, основанием для выплаты денежных средств, исходя из размера средней стоимости 1 кв.м. по городской местности, так как данное Положение не предусматривает выплату денежных средств в зависимости от того органа опеки и попечительства, где фактически истец встал на учет нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также данное Положение не предусматривает выплату денежных средств в зависимости от того, где фактически, в каком муниципальном районе проживает заявитель, или где хотел бы приобрести жилье.

Суд учитывает также, что пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По мнению суда, сама постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как по спискам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и по другим категориям лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, может осуществляться и по месту фактического проживания лица, нуждающегося в жилом помещении, однако обеспечение той меры социальной поддержки, которая предусмотрена вышеуказанным Положением по выплате денежных средств для приобретения жилого помещения, должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного Положения, то есть исходя из того муниципального образования, где был выявлен ребенок, как сирота или как оставшийся без попечения родителей.

Иной подход, по мнению суда, предполагал бы неравное положение по сравнению с теми лицами, которые бы в соответствии с требованиями данного Положения обратились в орган опеки и попечительства по месту выявления.

Суд полагает, что Положение о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденное Постановлением Правительства РБ № 102, не допускает возможности иного толкования.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Республиканское агентство по делам семьи и детей выделить Жамсуеву А.Б, денежные средства для приобретения жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102, исходя из норм сельской местности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение 10 дней.

Судья: Урбашкиева Э.К.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200